×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Вопрос:

Отдельными продавцами до сведения потребителей доводится информация о невозможности возврата или замене товара, приобретенного во время проведения акции. Правомерны ли такие заявления продавца и отказ принять товар (надлежащего или ненадлежащего качества)?

Ответ:

О возврате качественного товара, приобретённого по акции.

В случае приобретения товара надлежащего качества, в том числе в период проведения акции, потребитель согласно статье 28 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» вправе возвратить товар надлежащего качества в течение 14 дней с момента его покупки, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, если:

товар не был в употреблении;

товар сохранил свои потребительские свойства;

имеются доказательства приобретения товара у данного продавца;

товар не включен в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату.

ВАЖНО!!!

Потребителю необходимо помнить, что его требование об обмене либо возврате качественного товара подлежит удовлетворению с учетом условий приобретения товара (во время акции) и перечисленных условий возврата товара надлежащего качества (не был в употреблении и сохранены его потребительские свойства, не включен в указанный Перечень).

Рассмотрим конкретный пример.

По акции потребителю, который приобретает две пары обуви, предоставляется скидка. Однако, одну пару качественной обуви потребитель желает вернуть, а вторую – оставить себе.

Согласно статье 28 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» и сути договора купли-продажи продавец выступает добросовестной стороной и, следовательно, при расторжении договора не должен нести убытки.

Таким образом, в случае возврата качественного товара, приобретенного во время акции, потребитель должен вернуть товар по условиям акции, т.е. обе пары обуви. В случае возврата одной пары потребитель должен произвести доплату до полной цены за вторую пару обуви, так как, возвращая одну пару, потребитель отказывается от условий акции.

О возврате некачественного товара, приобретённого по акции.

В случае приобретения товара ненадлежащего качества, в том числе в период проведения акции, потребитель имеет права, предоставленные ему статьей 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», поэтому отказ продавца в приеме некачественного товара будет являться неправомерным.

Так, согласно пункту 1 статьи 20 названного Закона в случае реализации товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, в том числе в период проведения акции, потребитель вправе по своему выбору потребовать (т.е. предъявить требование продавцу):

замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

соразмерного уменьшения покупной цены товара;

незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

возмещения расходов по устранению недостатков товара.

Вместо предъявления перечисленных требований потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (пункт 3 статьи 20 Закона).

Справочно:

При расторжении договора и (или) возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы потребителю возмещаются уплаченная за товар денежная сумма, а также разница между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения (пункт 4 статьи 27 Закона).

Вместе с тем согласно пункту 7 статьи 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в отношении некачественного технически сложного товара или дорогостоящего товара потребитель вправе предъявить требования, указанные в подпункте 1.1 пункта 1 (замена недоброкачественного товара товаром надлежащего качества), пункте 3 статьи 20 названного Закона (расторжение договора розничной купли продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы), в течение тридцати дней со дня передачи товара продавцом потребителю.

Такие технически сложные товары определены в Перечне технически сложных товаров, в отношении которых потребитель вправе требовать замены товара или возврата уплаченной за него денежной суммы по истечении 30 дней со дня передачи товара продавцом потребителю при обнаружении существенного недостатка в товаре или нарушении сроков безвозмездного недостатков товара.

ВАЖНО!!

Необходимо помнить, что в случае возврата потребителем некачественного товара, приобретенного со скидкой (например, во время проведения акции), при расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченных денежных средств, если данная скидка продолжает действовать, потребителю в силу пункта 4 статьи 27 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» возвращается сумма, уплаченная за товар.