×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Вопрос:

Изготовитель (поставщик) обеспечивает возможность ремонта и технического обслуживания товара в период установленного на него срока службы, а также поставку запасных частей в торговые и ремонтные организации.

Имеет ли право поставщик или ремонтная организация отказать ему в приемке товара в период срока службы товара по причине не заполнения должным образом продавцом товара гарантийного талона (например, не указан серийный номер, который необходим для идентификации товара)?

В случае если изготовитель (поставщик) не обеспечил возможность ремонта и технического обслуживания товара в период срока службы, кто должен это обеспечить?

Ответ:

В соответствии с частями первой и второй пункта 2 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон) изготовитель (поставщик) обеспечивает возможность ремонта и технического обслуживания товара, выпуск и поставку запасных частей в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объемах и ассортименте в течение срока производства товара, после снятия его с производства – в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока – в течение десяти лет со дня реализации потребителю товара.

Согласно пункту 64 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 (далее – Правила), при передаче технически сложных товаров бытового назначения в присутствии покупателя должна быть произведена проверка качества и комплектности, наличия установленных изготовителем принадлежностей и документов (инструкция по эксплуатации, технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием наименования продавца, даты и места продажи, а также других реквизитов, предназначенных для заполнения продавцом), которые передаются покупателю одновременно с товаром.

Из приведенного пункта Правил следует, что продавец обязан передать потребителю заполненные товаросопроводительные документы, т.е., если гарантийный талон содержит графу «серийный номер», то при передаче товара потребителю такая графа должна быть заполнена продавцом.

Вместе с тем неуказание продавцом товара серийного номера в гарантийном талоне не является основанием для непринятия у потребителя товара для его ремонта.

Кроме того, в случае отсутствия у потребителя гарантийного талона (например, гарантийный талон утерян потребителем) и при предъявлении им иного документа, подтверждающего факт приобретения товара у продавца (иных доказательств приобретения у продавца), продавец не может отказать потребителю в приемке такого товара для устранения в нем недостатков в период установленного на него срока службы.

Справочно:

Согласно статье 1 Закона документ, подтверждающий факт приобретения товара, – кассовый чек, иной платежный документ в соответствии с законодательством, квитанция к приходному кассовому ордеру, товарный чек, документ (карт-чек, чек и др.), подтверждающий совершение платежа посредством банковских платежных карточек, электронных денег, систем дистанционного банковского обслуживания, автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства, проездной документ (билет), иной документ, подтверждающий оплату товара в соответствии с законодательством, надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о наименовании продавца, наименовании, цене товара.

На основании изложенного продавец не имеет права требовать у потребителя заполненный гарантийный талон при предъявлении им претензии продавцу в отношении качества товара.

Пунктом 3 статьи 14 Закона предусмотрено, что в случае неисполнения изготовителем (поставщиком) обязанности, предусмотренной частью первой пункта 2 статьи 14 Закона, продавец обеспечивает возможность технического обслуживания (за исключением недвижимого имущества) и ремонта товара в течение гарантийного срока, а если гарантийный срок не установлен либо составляет менее двух лет, – в течение двух лет со дня реализации потребителю товара, если более длительные сроки не установлены законодательством и (или) договором.