×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Суть жалобы.

По мнению заявителя, заказчик в аукционных документах установил неправомерное требование о проведении медицинского предрейсового освидетельствования водителя. Кроме того, требуется подтверждение наличия медицинского работника (копия трудовой книжки) для проведения медицинских осмотров (или копия договора о предоставления данной услуги с медицинским учреждением).

При этом в соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 декабря 2002 г. № 84 (далее – Инструкция № 84), предрейсовые и иные медицинские обследования водителей проводятся только в двух случаях:

  • юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия);
  • юридическими лицами, осуществляющими деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими.
     

В данном случае деятельность по предоставлению транспортных услуг не является лицензируемой, а также не относится к деятельности по подготовке и обучению водителей механических транспортных средств.

Позиция заказчика.

Требования по обследованию состояния водителей установлены статьей 23 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 313-З «О дорожном движении» (далее – Закон № 313-З), в соответствии с которой медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители механических транспортных средств, самоходных машин и обязательное медицинское переосвидетельствование водителей механических транспортных средств, самоходных машин, а также проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств, самоходных машин. В целях обеспечения безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны организовывать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей принадлежащих им механических транспортных средств, самоходных машин.

Позиция Министерства здравоохранения, представленная по запросу МАРТ:

Требования по обследованию состояния водителей установлены статьей 23 Закона № 313-З, в соответствии с которой медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители механических транспортных средств, самоходных машин и обязательное медицинское переосвидетельствование водителей механических транспортных средств, самоходных машин, а также проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств, самоходных машин.

Абзацем третьим части первой статьи 34 Закона № 313-З установлено, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны организовывать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей принадлежащих им механических транспортных средств, самоходных машин.

Порядок проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) установлен Инструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 декабря 2002 г. № 84
(далее – Инструкция № 84).

Частью десятой статьи 32 Закона № 313-З и пунктом 3 Инструкции № 84 определено, что предрейсовые и иные медицинские обследования водителей проводятся:

  • юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия);
  • юридическими лицами, осуществляющими деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими.
     

Таким образом, если лицензирование указанных видов деятельности не предусмотрено и не требуется, предрейсовое медицинское обследование водителей следует проводить в порядке, определенном Инструкцией о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 9 июля 2013 г. № 25/28 (далее – Инструкция № 25/28)

Пунктом 2 Инструкции № 25/28 установлено, что приборный контроль опьянения проводится работником, назначенным руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем, вне зависимости от его квалификации с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Позиция Комиссии МАРТ.

По результатам рассмотрения жалобы МАРТ принято решение о признании действий заказчика несоответствующими требованиям законодательства о государственных закупках.

В частности, учитывая представленное Министерством здравоохранения разъяснение, а также то, что приобретаемые услуги не относятся к лицензируемым, Комиссия МАРТ решила, что заказчиком в нарушение абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 16 Закона в аукционных документах неправомерно установлены требования к участникам, а именно: «Ежедневное проведение предрейсового освидетельствования водителей на допуск к управлению транспортными средствами. Подтверждение наличия медицинского работника (копия трудовой книжки) для проведения медицинских осмотров (или копия договора о предоставления данной услуги с медицинским учреждением).