×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

В пресс-центре БЕЛТА состоялась пресс-конференция, посвященная вступлению в силу новой редакции Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»

30.07.2018

30 июля 2018 года в пресс-центре БЕЛТА состоялась пресс-конференция, посвященная вступлению в силу с 3 августа 2018 года новой редакции Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 года «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».   

В мероприятии приняли участие начальник отдела методологии антимонопольного регулирования и конкуренции МАРТ Ольга Королькова, а также начальник юридического управления МАРТ Татьяна Парейко.

Антимоноп. закон. .JPG

В ходе пресс-конференции обсуждались следующие ключевые блоки изменений в правилах антимонопольного регулирования, обусловленные вступлением в силу новой редакции Закона: расширение сферы действия Закона, контроль за экономической концентрацией, установление доминирующего положения, порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, превентивные и разъяснительные меры реагирования антимонопольного органа на нарушение антимонопольного законодательства.
 

1. Расширение сферы действия Закона

Нормы Закона будут распространяться также на некоммерческие организации (ассоциации, союзы) и физических лиц, что обусловлено наличием у них реальной возможности координировать экономическую деятельность организаций, препятствовать доступу на рынок продавцов продукции.

 

2. Изменения в рамках института контроля за экономической концентрацией.

Законом установлен четкий перечень действий, которые отнесены к экономической концентрации, и которые таковой признаваться не будут.

Контроль будет осуществляться не только за сделками с акциями, но и с имуществом (основными средствами и нематериальными активами). При этом в целях сокращения  нагрузки на бизнес (в части исключения необходимости согласования незначительных сделок) увеличены пороговые значения балансовой стоимости активов (со 100 тыс. б.в. до 200 тыс. б.в.) и выручки (с 200 тыс. б.в. до 400 тыс. б.в.), являющиеся необходимым критерием к получению предварительного согласия антимонопольного органа на экономическую концентрацию.

С 3 августа 2018 г. не требуется получать предварительное согласие антимонопольного органа:

  • когда в компаниях, осуществляющих экономическую концентрацию, одним и тем же лицам принадлежат больше 50 % акций (долей);
  • собственником имущества унитарных предприятий, осуществляющих экономическую концентрацию, является одно и то же лицо.
     

Однако в вышеприведенных случаях обязанность в  месячный срок уведомить МАРТ  об экономической концентрации по-прежнему остается.

 

3. Изменение подходов к установлению доминирующего положения.

Снижен порог, при котором хозяйствующие субъекты признаются доминающими: с 54% (действующий Закон) до 50% доли рынка. Такое снижение позволит антимонопольному органу более эффективно пресекать злоупотребления в отношении потребителей и конкурентов, оперативно реагировать на необоснованное повышение цен, ограничение конкуренции на рынке. 

 

4. Смещение акцента от прямого применения мер административной ответственности в сторону превентивных и разъяснительных мер реагирования антимонопольного органа на возможные нарушения антимонопольного законодательства. Это особенно актуально в рамках последовательно проводимой в стране работы по улучшению бизнес среды.

Согласно новой редакции закона, к таким мерам относятся:

  • предостережение (выдается в целях недопущения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства на основании информации СМИ, публичных заявлений должностных лиц);
  • предупреждение (выдается в целях оперативного и добровольного  устранения уже имеющегося ограничения конкуренции, предусмотренных статьями 18 и 23 Закона). При этом лицо, которое полностью выполнило предупреждение, освобождается от достаточно больших административных штрафов, а антимонопольный орган не несет процессуальных издержек.

 

5.  Установление отдельного процессуального порядка  рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, принятия решений, выдачи предписаний, порядка и сроков обжалования решений и действий антимонопольного органа, разъяснения решений и предписаний МАРТ.

Так, установлены: срок рассмотрения дел (3 месяца), порядок обжалования (в суд) и срок обжалования решений и предписаний МАРТ  (30 дней), возможность приостановления действия предписаний в случае обжалования в суд решения МАРТ (на период судебного разбирательства).

Данный порядок учитывает специфику дел о нарушении антимонопольного законодательства, четко регламентирует полномочия антимонольного органа, а также права заявителей и лиц, в отношении которых рассматривается дело.

 

До 3-го августа 2018 г. на сайте МАРТ будет размещена более подробная информация по основным блокам изменений антимонопольного законодательства.

Возврат к списку