3 марта 2017 года состоялось расширенное заседание коллегии Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, на котором были рассмотрены итоги работы за 2016 год, а также определены задачи, стоящие перед Министерством в 2017 году.
В заседании коллегии приняли участие: начальник управления торговли главного управления международного сотрудничества и торговли Аппарата Совета Министров Республики Беларусь Евгений Кудравец, руководители ряда министерств и ведомств, начальники управлений торговли и услуг облисполкомов, Минского горисполкома, представители общественных организаций и ассоциаций, члены общественно-консультативного совета при МАРТ.
Министр антимонопольного регулирования и торговли выступил с докладом на тему «О задачах Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по развитию конкуренции, совершенствованию ценообразования и антимонопольного регулирования».
В своем докладе Владимир Колтович обозначил факторы, ограничивающие экономический рост:
Министр подчеркнул: «Одним из ключевых драйверов экономики может стать повсеместное развитие конкуренции. Но это длительный процесс. Сейчас мы должны заложить фундамент концепции конкурентной политики в стране».
В качестве ключевой цели МАРТ Владимир Колтович определил решение проблемы защиты внутреннего рынка республики путем создания равных условий для всех его участников.
В качестве основных стратегических задач, стоящих перед министерством, были обозначены следующие:
Также на коллегии выступил Первый заместитель Министра Артур Карпович по вопросу новых подходов к организации контрольной деятельности МАРТ. В целях исключения дублирования функций иных государственных органов, основными направлениями контрольной деятельности Министерства станут вопросы соблюдения законодательства о ценах и ценообразовании, антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях.
Заместитель министра Ирина Наркевич подвела итоги работы на потребительском рынке республики в 2016 году, а также озвучила задачи по обеспечению его стабильного развития в 2017 году. В качестве одной из приоритетных задач на 2017 год заместитель министра определила создание благоприятной конкурентной среды и равных условий доступа на рынок для всех субъектов хозяйствования.
«В 2017 году товарообеспечение внутреннего рынка будет обеспечено через конкуренцию – свободу рынка» - резюмировала Ирина Наркевич.
Итоги работы на потребительском рынке республики в 2016 году
По итогам 2016 года доля торговли в ВВП республики составила 10,8% (второе место среди отраслей экономики после обрабатывающей промышленности).
Розничный товарооборот через все каналы реализации за 2016 год составил 36,2 млрд рублей, или 95,9% в сопоставимых ценах к уровню 2015 года при задании 101,6%.
Темп роста оптового товарооборота за январь-декабрь 2016 г. составил 89,6% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года при задании 100%.
В структуре розничного товарооборота удельный вес продажи продовольственных товаров по итогам 2016 года составил 51,4% (в 2015 г. – 50,1%), непродовольственных товаров – 48,6% (в 2015 г. – 49,9%).
В 2016 году на фоне снижения денежных доходов населения произошла переориентация покупательского спроса. Так, в разрезе продовольственных товаров сократилась продажа рыбы, ракообразных и моллюсков (на 14,5%), фруктовых и овощных соков (на 27%), сыров (на 4,6%), масла сливочного (на 1,9%). В то же время увеличилась продажа картофеля (на 34,4%), крупы овсяной (на 19,7%), риса (на 3,8%), муки (на 3,4%), макаронных изделий (на 1,7%).
По непродовольственной группе отмечалось снижение продаж телевизоров (на 27,5%), холодильников и морозильников (на 31,1%), стиральных машин (на 27,5%), фармацевтических товаров (на 5,5%). При этом возросла реализация обуви (на 8,5%), трикотажной одежды (на 2,2%), нижнего белья (на 10,3%), парфюмерно-косметической продукции (на 8%), строительных материалов (на 19,4%).
Обеспечение потребительского рынка продовольственными товарами в 2016 году осуществлялось преимущественно за счет продукции отечественных производителей, удельный вес которых в объеме продажи организациями торговли превысил 96% (картофель, мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, мука, сахар и др.).
В целом удельный вес продажи товаров отечественного производства в объеме розничного товарооборота снизился на 3,2 процентных пункта и составил 65,9% (2015 г. – 69,1%), в т.ч. продовольственных – на 0,6 процентных пункта (2015 г. – 82,2%), непродовольственных – на 5,3 процентных пункта (2015 г. – 51,1%). В 2016 году уровень продовольственной безопасности был обеспечен: доля импорта в объеме продаж составила 18,4% при пороговом значении 25%.
Возврат к списку