×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Обеспечение внутреннего рынка плодоовощной продукцией в межсезонный период обсудили сегодня на БелТА

23.10.2020

Сегодня представители МАРТ – заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания Наталья Мельникова и заместитель начальника отдела потребительского рынка Татьяна Краснюк – приняли участие в работе круглого стола на тему: «Обеспечение внутреннего рынка плодоовощной продукцией: вопросы хранения и переработки», организованного пресс-центром БелТА.

Мероприятие объединило специалистов МАРТ, Минсельхозпрода, Белгоспищепрома, Белкоопсоюза, НАН Беларуси и других заинтересованных.

Наталья Мельникова отметила, что потребительский рынок свежей плодоовощной продукции характеризуется насыщенностью и широким предложением. Объемы производства свежих картофеля и овощей значительно превышают потребность внутреннего рынка и обеспечиваются благодаря стабильности функционирования агропромышленного комплекса.

Кроме того, сегодня в республике функционирует более 3,2 тысяч крестьянских фермерских хозяйств, которые осуществляют поставку субъектам торговли картофеля, овощей и плодов, в том числе прошедших предпродажную подготовку. 

Реализация свежей плодоовощной продукции осуществляется не только через объекты розничной торговли, но и на 377 сельскохозяйственных и смешанных рынках, ярмарках и специально отведенных площадках.

В сентябре текущего года во всех регионах республики стартовали сельскохозяйственные ярмарки. К началу текущего месяца было проведено более 700 ярмарок, населению продано около 3,8 тысяч тонн свежей плодоовощной продукции. Участие в ярмарках приняло порядка 10 тысяч продавцов, из них более 3000 сельхозпроизводителей и крестьянских фермерских хозяйств.

Специалист МАРТ также остановилась на формировании стабилизационных фондов сезонных продовольственных товаров, которое обеспечивается исключительно за счет отечественной продукции. Объемы закладки определяются на региональном уровне (облисполкомами и Минским горисполкомом) исходя из емкости рынка и потребностей каждого региона.

По состоянию на 16 октября 2020 года в стабилизационные фонды заложено 19,1 тысяч тонн картофеля (71 процентов от планируемых объемов), 14,0 тысячи тонн овощей (39 процентов), 5,5 тысячи тонн фруктов (69 процентов). Закладка продукции активно продолжается, завершить ее планируется до 15 ноября 2020 года.

В целом, на текущий межсезонный период 2020/2021 гг. в стабилизационные фонды республики планируется заложить 27,0 тысяч тонн картофеля, 35,7 тысяч тонн овощей, 8,0 тысяч тонн фруктов.

По оценке, около 80 процентов занимают поставки продукции от производителей до субъектов торговли по прямым договорам, что позволило увеличить продажу белорусских овощей за последние четыре года почти на 14 процентов.

Представитель МАРТ подчеркнула, что на государственном уровне принимаются меры, направленные на обеспечение постоянного наличия свежих овощей в организациях торговли по доступной цене.

1. Плодоовощная продукция включена в ассортиментные перечни товаров, утвержденные постановлением МАРТ № 28 «О перечнях товаров». Например, в магазинах с универсальным ассортиментом товаров должно быть представлено:

  • свежих овощей и плодов – от 11 до 22 наименований,
  • солений и квашений – от 1 до 6 наименований,
  • быстрозамороженной плодоовощной продукции – от 4 до 45 наименований.
     

2. Действует государственное ценовое регулирование на социально значимые товары (для организаций торговли определены ограничения на установление торговой надбавки (с учетом оптовой) в размере не более 15 - 30 процентов в зависимости от наименования товара).

В настоящее время действие ценового регулирования на социально значимые товары, в том числе на плодовоовощную продукцию, реализуемую на территории Республики Беларусь, по согласованию с ЕЭК продлено до 31 декабря 2020 года.

К социально значимым товарам относят свежий картофель продовольственный, свежую свеклу столовая, свежую морковь столовую, свежую капусту белокочанную, свежий лук репчатый, свежие огурцы, свежие помидоры (при условии, если такие товары не откалиброваны, не мытые, а также не расфасованные в перфорированные пакеты или сетчатую тару с применением клипсатора), а также свежие яблоки.

3. Принимается ряд иных мероприятий, направленных на обеспечение населения свежей плодоовощной продукцией.

В заключение Наталья Мельникова порекомендовала отечественным производителям и организациям торговли активнее взаимодействовать.

В условиях свободной конкуренции на рынке свежей плодоовощной продукции, при заключении договоров между субъектами торговли и производителями основными критериями выбора поставщиков являются:

  • конкурентоспособность продукции по потребительским качествам и цене;
  • возможность ее доставки транспортом производителя;
  • наличие документов, удостоверяющих качество и безопасность;
  • предпродажная подготовка и фасовка в потребительскую тару;
  • маркировка, соответствующая требованиям нормативных технических правовых актов Республики Беларусь и ЕЭАС и др.

Возврат к списку