В Республике Беларусь шестой месяц подряд фиксируется замедление годового прироста индекса потребительских цен (ИПЦ). За прошедшие полгода инфляция замедлилась на 6,1 процентного пункта до 12 процентов. За месяц прирост ИПЦ сложился на минимальном за последние десять лет уровне – 0,8 процента.
За последние десять лет (с 2013 по 2022 год) в январе инфляция, как правило, составляла от 0,8 до 3 процентов за месяц.
В январе т.г. отмечается замедление прироста всех компонентов инфляции в годовом выражении. Наибольшими темпами – прирост цен на плодоовощную продукцию – на 3,3 процентного пункта до 4,3 процента и базовую инфляцию – на 1 процентный пункт до 13 процентов. Увеличение постоянно регулируемых цен (тарифов)[1] сократилось на 0,4 процентного пункта до 9,8 процента.
За январь 2023 г. к декабрю 2022 г. годовой прирост ИПЦ замедлился на 0,8 процентного пункта, чему во многом продолжают способствовать действующие ограничения роста цен. Половина всего его замедления обусловлена сокращением влияния удорожания продовольственных товаров с 6 процентных пунктов в декабре 2022 г. до 5,6 процентного пункта в отчётном месяце. Вклад в годовую инфляцию непродовольственных товаров и услуг снизился по 0,2 процентного пункта.
Данные: расчет Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
Сдерживающим фактором инфляции в январе т.г. также являлась умеренная динамика цен в Российской Федерации – основном торговом партнере, укрепление белорусского рубля к российскому, а также снижение цен на сырьевые товары на мировых рынках.
В Российской Федерации годовой прирост потребительских цен в отчётном месяце составил 11,8 процента (11,9 процента по итогу 2022 года), в т.ч. на продовольственные товары – 10,2 процента, непродовольственные товары – 12,2 процента. В январе 2023 г. к декабрю 2022 г. инфляция сложилась на уровне 0,8 процента (цены на продовольственные товары увеличились на 1,3 процента, непродовольственные – на 0,2 процента).
Укрепление белорусского рубля к российскому (после его значительного ослабления во II и III квартале 2022 г.) отмечается с августа 2022 г. За январь т.г. к июлю 2022 г. белорусский рубль укрепился к корзине основных валют порядка 8,4 процента за счет укрепления к российскому рублю на 14,7 процента. При этом к доллару США белорусский рубль ослаб на 2,3 процента за указанный период, китайскому юаню – около 1 процента.
Мировые цены на продовольствие[2] в январе снизились на 4,9 процента в годовом выражении, в т.ч. на масло – на 25,8 процента, мясо – на 0,4 процента. Прирост цен на молоко в годовом выражении замедлился до 0,9 процента (5,4 процента в декабре 2022 г. по уточнённым данным), злаки – до 3 процентов (3,1 процента). Мировые цены на кофе[3] за прошедшие двенадцать месяцев в зависимости от сорта снизились от 12,8 до 23,7 процента, чай (за исключением колумбийского) – от 13,1 до 19,1 процента, хлопок – на 24,1 процента, удобрения – от 9,8 до 47,6 процента.
Как результат положительного влияния внешних факторов в январе 2023 г. продолжилась тенденция к замедлению годового прироста цен на большинство товаров критического импорта. Так, прирост потребительских цен на рыбу и рыбопродукты замедлился на 1,7 процентного пункта по сравнению с предыдущим месяцем и составил 13,1 процента, крупу и бобовые – на 2,3 процентного пункта до 11,3 процента, чай – на 6,3 процентного пункта до 21 процента, обувь – на 2,4 процентного пункта до 3,9 процента, мебель – на 1,9 процентного пункта до 2,2 процента, телевизоры и посуду – на 1 процентный пункт до 3,5 и 0,5 процента соответственно.
Дополнительное дезинфляционное воздействие оказывает замедление годового прироста цен производителей сельскохозяйственной продукции (с октября 2022 г.), а также промышленной продукции (с мая 2022 г.). Как следствие, прирост потребительских цен на мясо и мясопродукты сократился на 1,2 процентного пункта до 8,8 процента в годовом выражении, хлеб и изделия хлебобулочные – на 1,1 процентного пункта до 14,1 процента, молоко и молочные продукты – на 1 процентный пункт до 12,6 процента соответственно.
В январе 2023 г. прирост цен производителей сельскохозяйственной продукции замедлился на 2,6 процентного пункта и составил 21,8 процента в годовом выражении (за январь т.г. к декабрю 2022 г. цены в данном сегменте снизились на 0,4 процента), производителей продуктов питания, напитков и табачных изделий – на 0,6 процентного пункта до 13,5 процента.
За январь к декабрю предыдущего года около 60 процентов всей инфляции обусловлено двумя факторами: удорожанием преимущественно импортных овощей и фруктов, а также повышением цен на подакцизные товары.
Фрукты за январь т.г. подорожали на 5,5 процента, овощи – на 6,8 процента.
При этом средние цены на овощи, закладываемые в стабилизационные фонды (так называемые овощи «борщевого набора» – картофель, лук, свекла, морковь, капуста), в отчетном месяце сложились ниже уровня января предыдущего года от 4,1 до 62,1 процента. Средние цены на яблоки в январе 2023 г. по сравнению с январем предыдущего года увеличились на 9,7 процента, что ниже уровня годовой инфляции.
Как результат за прошедшие двенадцать месяцев овощи в целом снизились в цене на 11,2 процента.
В текущий период года и овощи, и фрукты преимущественно импортируются в страну. В Российской Федерации за январь 2023 г. они подорожали на 20,2 и 4,7 процента соответственно.
Понижательное влияние на месячную инфляцию оказало снижение цен на отдельные бакалейные (майонез, чай, кофе, крупы и бобовые (за исключением пшенной крупы), макаронные изделия) и непродовольственные товары (обувь, мебель, бытовые электротовары, мебель, бытовые электротовары, телевизоры, строительные материалы). Удешевление данных товаров суммарно обусловило до 0,1 процентного пункта снижения ИПЦ.
В сфере постоянно регулируемого ценообразования[4] в январе т.г. по отношению к предыдущему месяцу отмечается увеличение цен на табачные изделия (на 14,2 процента) и водку (на 4,7 процента) ввиду повышения ставок акцизов с 1 января т.г. в рамках их гармонизации с Российской Федерацией. При этом цены на лекарственные препараты за месяц снизились на 0,1 процента.
Данные: расчет Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Текущие меры ценового регулирования и экономического воздействия на цены.
1) Действует система регулирования цен на товары практически всей потребительской корзины – как отечественные, так и импортные (постановление Правительства от 19 октября 2022 г. № 713).
Системой предусматривается:
для производителей - необходимость согласования отпускных цен с госорганами, облисполкомами и Минским горисполкомом;
для импортеров и торговли – установление предельных максимальных надбавок вне зависимости от количества участвующих посредников;
ограничение бартерных сделок. Теперь такие операции также подлежат согласованию с государственными органами;
запрет на выплату бонусов и иных вознаграждений по продвижению товаров в торговле при поставке производителями отечественной продукции.
С разъяснениями о применении данного постановления, а также комментариями по вопросам его применения в формате «вопрос-ответ» можно ознакомиться на сайте МАРТ по ссылке: http://www.mart.gov.by/activity/tsenovaya-politika/primenenie-postanovleniya-soveta-ministrov-respubliki-belarus-ot-19-oktyabrya-2022-g-713-o-sisteme-r/.
2) На I квартал 2023 г. продлена возможность получения социальной скидки на определенные группы социально значимых товаров пенсионерам, инвалидам, родителям (законным представителям), воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, многодетным семьям, малообеспеченным слоям населения в соответствии с законодательством.
Контрольная деятельность. За январь 2023 г. МАРТ:
установлен 51 факт несоблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования,
направлено 16 предписаний (рекомендаций) об устранении нарушений,
меры административной ответственности и профилактического характера применены в отношении 28 виновных лиц,
штрафные санкции по рассмотренным административным делам составили 11,4 тыс. рублей (в том числе по материалам прошлых лет).
[1]Постоянно регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги), не охваченные постановлением № 713
[2] на основании данных Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО)
[3] на основании данных Всемирного банка
[4] Постоянно регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги), не охваченные постановлением № 713
Возврат к списку