×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

О ценовой ситуации на потребительском рынке в феврале 2022 г.

17.03.2022

В феврале 2022 г. годовой прирост потребительских цен составил 9,99 процента. На таком уровне инфляция сохраняется девятый месяц подряд (с июня 2021 г.). По отношению к предыдущему месяцу инфляция составила 1,6 процента, к декабрю 2021 г. – 3,1 процента.

В январе-феврале 2022 г. инфляция складывается на уровне аналогичных месяцев предыдущих лет.

На I квартал ежегодно приходится около 40 процентов увеличения всего прироста цен за год. В 2019 году инфляция за первые три месяца составила 2,6 процента (при факте 4,7 процента по итогу года), в 2020 году – 2,7 процента, (7,4 процента), в 2021 году – 3,8 процента (9,97 процента).

В феврале отмечается некоторое снижение вклада в годовую инфляцию продовольственных и непродовольственных товаров за счет замедления роста цен в годовом выражении на плодовоовощную продукцию, медикаменты и одежду. Вместе с тем основное влияние на потребительские цены продолжил оказывать повышенный рост цен на товары мясомолочной продукции (в связи с увеличением затрат на их производство на фоне роста мировых цен на сырье и материалы), а также плановое повышение постоянно регулируемых цен (тарифов) на отдельные позиции.

В феврале годовой прирост мировых цен на продовольствие1 сохранился на повышенном уровне: 18,7 процента против 17,5 процента в годовом выражении месяцем ранее. Мясо на мировом рынке подорожало порядка 13,4 процента за год, молоко – 22,7 процента, злаки – 12,9 процента, масло – 34,5 процента, сахар – 8,6 процента.

В России – основном торговом партнере – продовольствие за год подорожало на 11,5 процента при общей инфляции 9,2 процента. Наибольший рост цен отмечается на бакалейные товары (крупы, макароны, сахар) и товары сегмента плодовоовощной продукции.


1) Рассчитано на основании данных ФАО.

Мясо и мясопродукты за 12 месяцев подорожали порядка 15,9 процента, молоко и молочные продукты – 7,1 процента. В феврале отмечается ускорение годового прироста цен на синтетические моющие средства (с 9,6 процента в январе до 12,9 процента в феврале) на фоне антирекордов по росту котировок нефти (продукты переработки нефти – сырьевая база для большинства их производства), а также отдельных бакалейных товаров (макаронных изделий, круп, чая).

Одновременно отмечается замедление прироста цен на:

плодовоовощную продукцию – с 23,8 процента в годовом выражении в январе до 17,7 процента в феврале;

рыбу и рыбопродукты – до 9,5 процента (10,1 процента месяцем ранее), масло растительное – до 8,4 процента (15,4 процента), яйца куриные – до 1,8 процента (2,7 процента), маргарин – до 0,9 процента (4,8 процента).

На сахар и соль цены в годовом выражении снизились порядка 0,3 и 5,6 процента соответственно.

Негативное влияние внешних факторов обусловило удорожание за месяц импортных фруктов (в первую очередь – бананов (на 9,5 процента по сравнению с предыдущим месяцем) и яблок (на 4,6 процента), а также тарифов на услуги пассажирского воздушного транспорта (на 7,1 процента) и туристических услуг (на 4,2 процента). Продолжается прирост цен на мясо и мясопродукты (на 0,7 процента), кондитерские изделия (на 2 процента), а также молоко и молочные продукты (на 0,8 процента).

Вместе с тем на рынке картофеля и отдельных овощей отмечается положительная тенденция: картофель за месяц подешевел на 3,4 процента, капуста – 21,5 процента, свёкла – 4,2 процента.

В феврале четвертый месяц подряд замедляется годовой прирост цен (тарифов) в сфере постоянно регулируемого ценообразования: с 8,8 процента в январе до 8,5 процента в отчётном месяце.

За февраль увеличились цены на водку и табачные изделия на 1,5 и 3,9 процента соответственно (компенсация повышения ставок акцизов). Планово повышены тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 9,8 процента.

Текущие меры ценового регулирования:

В условиях негативных последствий от внешних шоков МАРТ использует инструменты по ограничению роста цен внутреннем рынке:

осуществляется ценовое регулирование для всех звеньев товародвижения 28 групп основных социально значимых товаров первой необходимости: от производителя готовой продукции (ограничивается прибыль, включаемая в цену) до торговли (установлен предел торговой надбавки);

не допускается увеличение цен на 23 товарные позиции и отдельные наименования лекарственных средств в декабре 2021 г. – феврале 2022 г. – более 0,9 процента, в последующие месяцы 2022 года – 0,3 процента;

установлены предельные максимальные отпускные и розничные цены на отечественные овощи (картофель, капусту, морковь, свёклу, лук репчатый) и яблоки, а также предельные надбавки импортеров и торговли на импортные овощи (30 процентов), фрукты и орехи (40 процентов, за исключением яблок: надбавка – 30 процентов).

Также ограничена рентабельность организаций, которые занимают доминирующее положение на рынке. Кроме того, под постоянным контролем находятся тарифы на жилищно-коммунальные услуги, транспорт, связь, образование, медицинские услуги, цены на автомобильное топливо, алкоголь, табак, лекарства и прочее.

В настоящее время государством регулируется более 50 процентов потребительских товаров и услуг.

Одной из приоритетных задач МАРТ является проведение контрольно-аналитических мероприятий. На особом контроле – цены на социально значимые товары, в том числе товары сегмента плодовоовощной продукции.

За 2 месяца 2022 г. в рамках контроля за ценовой ситуацией на потребительском рынке МАРТ установлен 231 факт несоблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования, направлено 92 предписания (рекомендации) об устранении нарушений, 95 виновных лиц привлечено к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 893,9 тыс. рублей (в том числе по материалам прошлых лет).

Возврат к списку