×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

О проведении расширенного заседания коллегии Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

12.02.2020

12 февраля 2020 года в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь состоялось итоговое заседание коллегии, в ходе которого рассмотрены вопросы выполнения целевого параметра по инфляции и защиты внутреннего рынка Республики Беларусь.

С докладом о мерах по поддержанию ценовой стабильности и защите внутреннего рынка Республики Беларусь выступил заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Андрей Картун. Итоги реализации денежно-кредитной политики за 2019 год и задачи на 2020 год представил заместитель начальника Главного управления монетарной политики и экономического анализа Национального банка Андрей Категов. заместитель Председателя Федерации профсоюзов Беларуси Елена Манкевич осветила участие профсоюзов в проведении мониторинга цен в рамках реализации Генерального соглашения, совместную работу экспертного совета по вопросам цен и тарифов.

Ключевой задачей МАРТ в 2019 году являлось поддержание ценовой стабильность путем реализации мер: ценового и антимонопольного регулирования, регулирования деятельности естественных монополий и доминантов, совершенствования регулирования сферы государственных закупок и потребительского рынка.

Целевой показатель по инфляции достигается пятый год подряд. В 2019 году прирост потребительских цен составил 4,7 процента (Указом Президента Республики Беларусь «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2019 год» была поставлена цель – не более 5 процентов). По итогам года был достигнут исторический минимум по росту регулируемых цен – 7,5 процента.

В 2019 году МАРТ особое внимание уделял сокращению темпов роста цен на социально значимые товары, поскольку их годовые темпы роста в конце 2018 – начале 2019 года составляли в среднем на 8 – 12 процентов.

По итогам 2019 года рост цен на большинство социально значимых товаров замедлился и сложился в рамках целевого показателя по инфляции: мясо и мясопродукты подорожали на 1,3 процента, рыба и рыбопродукты – 3,6 процента, хлеб и изделия хлебобулочные – 4,8 процента, макаронные изделия – 3,4 процента, а цены на овощи снизились на 6 процентов.

Для снижения роста цен на потребительском рынке МАРТ принимались следующие меры:

  • дополнен перечень социально значимых товаров, цены на которые могут регулироваться МАРТ не более 90 дней в течение одного года (постановление Правительства от 15.08.2019 № 542);
  • разработаны и доведены до субъектов торговли рекомендации по предельным уровням торговых надбавок по основным социально значимым товарам (действуют с августа 2019 г. по настоящее время);
  • введено временное регулирование цен на крупу гречневую;
  • выявлены случаи необоснованного повышения цен и восстановлены объективные цены;
  • создан экспертный совет по вопросам цен и тарифов в составе представителей Национального банка, Национального статистического комитета, Федерации профсоюзов, МАРТ, в рамках которого были выработаны рекомендации для принятия решений в области государственного ценового регулирования;
  • проводилась консультационная работа с государственными органами, производителями, субъектами торговли о ценовой политике, в том числе о необходимости сдерживания роста цен, недопустимости повышения эффективности за счет ценового фактора;
  • в рамках антимонопольной деятельности пресечена ценовая дискриминация крупной торговой сети по отношению к другим торговым объектам.

В рамках совершенствования нормативно-правовой базы в 2019 году разработано 142 проекта нормативных правовых актов. Среди наиболее значимых изменений законодательства – законы о естественных монополиях и государственных закупках.

МАРТ продолжена работа по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. За 2019 год комиссией по установлению нарушений антимонопольного законодательства рассмотрено 148 дел, установлено 18 фактов нарушений.

Количество нарушений в 2019 году уменьшилось за счет применения МАРТ превентивных инструментов – вынесения предупреждений (37) и предостережений (2). МАРТ проведен анализ 87 товарных рынков для оценки уровня монополизации.

В 2019 г. вступила в силу новая редакция Закона о государственных закупках, предусматривающая электронизацию процедур и ужесточение требований к заказчикам, тем самым делая закупочный процесс более гласным и прозрачным. По прошествии полгода выросло количество конкурентных процедур, что способствует снижению цен закупок.

С 1 июля 2019 г. функционирует государственная информационно-аналитическая система управления государственными закупками. Работа в данном направлении продолжается. Планируется внедрение механизма обеспечения закупки бюджетными средствами путем их резервирования.

В 2019 г. в МАРТ подано 1 171 жалоба по осуществлению процедур государственных закупок, 633 жалобы приняты к рассмотрению. За период с 1 июля по 31 декабря 2019 г. проведено 109 камеральных проверок: составлено 76 актов камеральных проверок (выявлены нарушения).

В 2020 году МАРТ сохранит направленность политики на поддержание ценовой стабильности и защиту внутреннего рынка, как за счет инструментов антимонопольного и ценового регулирования, так и дополнительных мер.

На коллегии рассмотрены и одобрены рекомендации торговым сетям, производителям и органам государственного управления по:

  • расширению перечня рекомендуемых торговых надбавок на социально значимые товары;
  • ограничению выплаты бонусов по социально значимым товарам;
  • установлению уровня доли продовольственных социально значимых товаров в продаже, обеспечивающего соблюдение индикатора экономической безопасности республики;
  • ограничению роста регулируемых цен и тарифов на товары и услуги, реализующиеся выше себестоимости, на уровне не выше прогнозного значения базовой инфляции (4 процента);
  • разработке (пересмотру) методик по формированию регулируемых цен (тарифов) по реализации образовательных программ на платной основе в государственных ВУЗах, оказанию охранных услуг, пассажирских перевозок;
  • исключению продажи белорусских товаров на внешние рынки по ценам, ниже внутренних.
  • расширению перечня социально значимых товаров, цены на которые могут временно регулироваться МАРТ в целях защиты внутреннего рынка.

Оценка соблюдения рекомендаций субъектами хозяйствования будет проведена путем организации регулярного мониторинга МАРТ.

Возврат к списку