×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

На что жаловались потребители? МАРТ проанализировало обращения граждан за три квартала 2020 года

23.11.2020

За 9 месяцев 2020 года количество рассмотренных Министерством антимонопольного регулирования и торговли, местными исполнительными и распорядительными органами (далее – исполкомы) обращений потребителей, связанных с нарушением их прав, составило 7273 обращения граждан (за 9 месяцев 2019 г. – 8029). Не смотря на некоторое снижение общего количества обращений (на 9 %), отмечается увеличение количества обращений, рассмотренных МАРТ и исполкомами Гродненской и Могилевской областей. Наибольшее количество обращений рассмотрено Минским горисполкомом и администрациями районов г. Минска (36 % от общего количества рассмотренных), исполкомами Брестской области – 15 %, Могилевской – 11,3 %, Минской – 10 %, остальными – менее 9 %.

Структура обращений в области защиты прав потребителей на протяжении последних нескольких лет сохраняется: обращения по вопросам нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, в том числе посредством интернет-магазинов, составляют 36 % от общего количества, по услугам – 64 %.

Так, в структуре обращений, рассмотренных МАРТ и исполкомами за 9 месяцев 2020 г., обращения по сферам деятельности составили:

  • 36 % – торговля;
  • 25 % – жилищно-коммунальные услуги;
  • 13 % – бытовое обслуживание населения и услуги сервисных центров;
  • 26 % – туристические услуги, услуги перевозчиков автомобильным транспортом, услуг связи, медицинские услуги, финансовые услуги и другие.
     

В целях защиты нарушенных прав потребителей составлено 314 протоколов об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей и торговли, вынесено 313 предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. В целях предупреждения нарушений действующего законодательства субъектам хозяйствования направлялись рекомендации и предупреждения, проводилась разъяснительная работа.

По результатам рассмотрения обращений в досудебном порядке потребителям возмещено материального ущерба на сумму 127,4 тыс. рублей.

В течение 9 месяцев 2020 г. наиболее часто граждане обращались по вопросам, связанным с:

  • приобретением товаров ненадлежащего качества;
  • предоставлением ненадлежащей (недостоверной) информации о товарах (в том числе на сайтах интернет-магазинов);
  • невозможностью возврата товаров, приобретенных во время проведения презентаций, рекламных акций;
  • повышением интернет-магазинами цены на товар уже после подтверждения заказа на покупку или отказом в доставке заказанного товара по заявленной в интернет-магазине цене;
  • нарушением продавцами интернет-магазинов установленных законодательством сроков возврата денежных средств за товар надлежащего или ненадлежащего качества;
  • не предоставлением потребителям права выбора формы оплаты (наличная, безналичная) за заказанные в интернет-магазине товары;
  • навязыванием потребителям «расширенной» гарантии при приобретении технически сложных товаров бытового назначения;
  • невозможностью возврата стоимости входных билетов на отмененные культурно-зрелищные мероприятия.
  • мошенническими (фишинговыми) интернет-сайтами (копиями известных белорусских интернет-ресурсов).
     

Актуальными остаются обращения потребителей, связанные с приобретением товаров в социальных сетях и в группах, создаваемых в популярных мессенджерах. Потребителям следует знать, что в этих случаях отправителями товаров, как правило, являются физические лица и на приобретение у них товаров законодательство Республики Беларусь о защите прав потребителей не распространяется. В таких случаях возникшие споры могут разрешаться только в судебном порядке.

С развитием интернет-технологий и онлайн-сервисов растет число интернет-мошенничеств с использованием так называемых фишинговых интернет-сайтов, копирующих сайты популярных белорусских интернет-ресурсов. Создание таких копий направлено на хищение денежных средств со счетов банковских карт граждан, размещающих рекламные объявления о продаже товаров на интернет-ресурсах. Наиболее часто мошеннические действия совершаются на торговых интернет-площадках, когда одно физическое лицо продает бывший в употреблении товар другому. При этом мошенники, как правило, выступают в роли покупателей, предлагая осуществить расчет в безналичной форме посредством фишингового сайта (ссылку на который обычно присылают в мессенджере и просят сообщить сведения о банковской карте).

В целях широкого информирования граждан и повышения их потребительской грамотности в разделе «Деятельность / Защита прав потребителей» размещена полезная информация для потребителей.

Возврат к списку