×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

О ценовой ситуации на потребительском рынке в марте 2023 г.

14.04.2023

В марте годовая инфляция вернулась в целевую траекторию, впервые с декабря 2021 г. замедлившись до однозначного уровня – 6 процентов. По отношению к февралю 2023 г. прирост индекса потребительских цен (ИПЦ) составил 0,6 процента, к декабрю 2022 г. – 2,6 процента.

В марте месячная инфляция сложилась ниже среднего значения, зафиксированного в Беларуси в этом месяце за последние десять лет (с 2013 по 2022 год), которое составило 0,8 процента (без учета «ценового шока», сложившегося в марте 2022 г.).

В отчётном месяце во всех компонентах ИПЦ потребительские цены (тарифы) сложились ниже, чем в марте 2022 г. Как итог, на рынке плодоовощной продукции зафиксирована дефляция в годовом выражении (т.е. за прошедшие двенадцать месяцев цены в данном сегменте снизились на 3,9 процента). При этом базовая инфляция замедлилась на 6,8 процентного пункта до 5,6 процента, прирост цен на постоянно регулируемые цены (тарифы)[1] – на 1,4 процентного пункта до 8,3 процента. В результате наибольшее влияние на замедление годового прироста ИПЦ оказало сокращение вклада в инфляцию цен на продовольственные товары (на 3,4 процентного пункта до 0,8 процента). Вклад цен на непродовольственные товары снизился на 1,6 процентного пункта до 3,9 процента, тарифов на услуги – на 0,7 процентного пункта до 1,3 процента.



Замедлению годовой инфляции продолжает способствовать сокращение годового ИПЦ в Российской Федерации – основном торговом партнере, укрепление белорусского рубля к российскому, а также снижение цен на сырьевые товары на мировых рынках. В качестве дополнительного фактора выступило принятое Правительством решение по снижению в марте цен на автомобильное топливо.

В Беларуси за I квартал прирост ИПЦ составил 2,6 процента. При этом около 35 процентов от всей инфляции за данный период обусловлен плановым повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги и удорожанием подакцизных товаров (табачных изделий и алкогольных напитков). В России подобные решения в области акцизной и тарифной политики не принимались. Без их учета инфляция в нашей стране за первые три месяца 2023 года составила бы около 1,7 процента, что сопоставимо с Россией, где в марте текущего года по отношению к средним ценам декабря 2022 г. прирост ИПЦ составил 1,7 процента.

В марте 2023 г. мировые цены на продовольствие[2] в годовом выражении снизились на 21,9 процента, в т.ч. на мясо – на 6,9 процента, молоко – на 12,2 процента, злаки – на 19,9 процента. масло – на 48,6 процента. Цены на кофе сорта арабика[3] за прошедшие двенадцать месяцев снизились на 13,9 процента (сорта робуста – увеличились на 2,6 процента), на чай (за исключением колумбийского) – от 5,4 до 5,6 процента, хлопок – на 32,4 процента, удобрения (за исключением фосфоритов) – в среднем на 43,9 процента.

Как результат положительного влияния внешних факторов в марте 2023 г. продолжилась тенденция к замедлению годового прироста цен на большинство товаров критического импорта. Так, например, прирост потребительских цен на рыбу и рыбопродукты замедлился на 8,4 процентного пункта по сравнению с предыдущим месяцем и составил 4 процента в годовом выражении, масло растительное – на 2,5 процентного пункта до 2,4 процента, крупу и бобовые – на 4,9 процентного пункта до 3,7 процента, чай – на 7,8 процентного пункта до 10,3 процента, электротовары – на 16,1 процентного пункта до 1,8 процента, синтетические моющие средства – на 16,7 процента до 6,7 процента. Кроме того, за прошедшие двенадцать месяцев цены на посуду снизились на 1,8 процента, на обувь – на 1,9 процента, на мебель – на 2,4 процента, телевизоры – на 12,9 процента.

В отчетном месяце замедлился также и годовой прирост цен на товары отечественного производства, однако меньшими темпами, чем по группе импортных товаров. Этому способствует замедление годового прироста цен производителей сельскохозяйственной продукции (с октября 2022 г.), а также промышленной продукции (с мая 2022 г.). В результате прирост потребительских цен на мясо и мясопродукты сократился на 1,4 процентного пункта до 6,4 процента в годовом выражении, хлеб и изделия хлебобулочные – на 1,1 процентного пункта до 12,4 процента.

В марте продолжилось замедление годового прироста цен производителей. Вместе с тем отпускные цены на сельскохозяйственную и промышленную продукцию сохраняются на повышенном уровне. Так, в отчетном месяце годовой прирост цен производителей сельскохозяйственной продукции замедлился на 2,6 процентного пункта до 16,9 процента, производителей промышленной продукции – на 3,9 процентного пункта до 7,9 процента, в том числе производителей потребительских товаров – на 3 процентного пункта до 8,4 процента.



В марте по отношению к февралю текущего года основное влияние на месячную инфляцию (около 50 процентов от всего прироста ИПЦ) оказало два фактора: сезонное удорожание овощей и фруктов (в первую очередь – импортных), а также увеличение цен на одежду (на 0,8 процента) и обувь (на 3,3 процента) на фоне поступления новых видов товаров из-за смены сезона.

Фрукты за месяц подорожали на 2,2 процента (в том числе виноград – на 9,6 процента), овощи – на 8,5 процента (в том числе помидоры – на 20,8 процента, перец – на 23,8 процента).

При этом огурцы за месяц подешевели на 16,3 процента, бананы – на 1,8 процента, плоды цитрусовые – на 0,4 процента, картофель – на 0,2 процента.

За март товары, закладываемые в стабилизационные фонды (яблоки и так называемые овощи «борщевого набора» – картофель, лук, свёкла, морковь, капуста), сезонно подорожали (кроме картофеля) от 1,9 до 16,4 процента. Вместе с тем с учётом введенного ценового регулирования средние цены на них (за исключением яблок и лука репчатого) в отчетном месяце сложились ниже уровня марта предыдущего года от 21,4 до 50 процентов.

Вместе с тем по отношению к предыдущему месяцу в марте зафиксировано снижение цен на ряд товаров. Например, мясо и мясопродукты и кондитерские изделия снизились в цене по 0,2 процента. Отмечается снижение цен на товары бакалейной группы (чай, кофе, крупы и бобовые (за исключением крупы манной), некоторые непродовольственные товары (бытовые электротовары, синтетические моющие средства, строительные материалы, парфюмерно-косметические товары), а также тарифов на услуги связи. Удешевление данных товаров суммарно обусловило около 0,08 процентного пункта снижения ИПЦ.

В сфере постоянно регулируемого ценообразования[4] в марте т.г. по отношению к предыдущему месяцу принято решение по снижению цен на автомобильное топливо на 1,7 процента. При этом цены на табачные изделия и водку увеличились по 1,2 процента вследствие повышения ставок акциза, лекарственные препараты – на 0,9 процента на фоне курсовых колебаний. Остальные постоянно регулируемые цены (тарифы) не повышались.

Текущие меры ценового регулирования и экономического воздействия на цены.

1) Действует система регулирования цен на товары практически всей потребительской корзины – как отечественные, так и импортные (постановление Правительства от 19 октября 2022 г. № 713).

Системой предусматривается:

для производителей - необходимость согласования отпускных цен с госорганами, облисполкомами и Минским горисполкомом;

для импортеров и торговли – установление предельных максимальных надбавок вне зависимости от количества участвующих посредников;

ограничение бартерных сделок. Теперь такие операции также подлежат согласованию с государственными органами;

запрет на выплату бонусов и иных вознаграждений по продвижению товаров в торговле при поставке производителями отечественной продукции.

С разъяснениями о применении данного постановления, а также комментариями по вопросам его применения в формате «вопрос-ответ» можно ознакомиться на сайте МАРТ по ссылке: http://www.mart.gov.by/activity/tsenovaya-politika/primenenie-postanovleniya-soveta-ministrov-respubliki-belarus-ot-19-oktyabrya-2022-g-713-o-sisteme-r/.

2) Создана экспертная рабочая группа по взаимодействию в рамках реализации постановления Правительства от 19 октября 2022 г. № 713, в которую вошли представители бизнеса: крупнейшие субъекты торговли и производители потребительских товаров.

Состоялось 2 заседания экспертной рабочей группы 24 марта и 13 апреля.

3) На II квартал 2023 г. продлена возможность получения социальной скидки на определенные группы социально значимых товаров пенсионерам, инвалидам, родителям (законным представителям), воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, многодетным семьям, малообеспеченным слоям населения в соответствии с законодательством.

Контрольная деятельность. За январь – март 2023 г. МАРТ:

установлен 241 факт несоблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования,

направлено 50 предписаний (рекомендаций) об устранении нарушений,

меры административной ответственности и профилактического характера применены в отношении 125 виновных лиц,

штрафные санкции по рассмотренным административным делам составили 673 тыс. рублей (в том числе по материалам прошлых лет).


[1] постоянно регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги), не охваченные постановлением № 713

[2] на основании данных Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО)

[3] на основании данных Всемирного банка

[4] постоянно регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги), не охваченные постановлением № 713

Возврат к списку