×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Антимонопольное законодательство Республики Беларусь совершенствуется

19.04.2024

По итогам пятилетней наработки практики антимонопольным органом подготовлены очередные изменения в Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон).

В результате чего был принят Закон Республики Беларусь от 3 апреля 2024 г. № 364-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон № 364-З).

Изменения в Закон опубликованы на Национальном правовом Интернет-портале и вступят в силу через 3 месяца после его опубликования (07.07.2024).

Предусматриваемые Законом № 364-З изменения условно делятся на три основных блока.

1. Первый блок совершенствуется процедура проведения антимонопольных расследований.

Предусматривается возможность отзыва заявлений о нарушении по делам о недобросовестной конкуренции, поскольку данный состав связан с частноправовыми интересами конкурентов, которые на практике могут урегулировать конфликт самостоятельно.

Значительно сокращаются сроки проведения расследований. Вместо предусмотренных в настоящее время 3 месяцев (с возможностью неограниченного продления в пределах трехлетнего пресекательного срока) – расследования будут завершаться не позднее 9 месяцев, с учетом продлений, за исключением проведения расследований с участием иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами).

Расследования, начатые МАРТ по материалам государственных органов или из СМИ, а также по собственной инициативе, – будут осуществляться по аналогии с процедурой рассмотрения заявлений о нарушении (в рамках тех же сроков, порядка продления, ознакомления, прекращения и приостановления, выдачи предупреждений и предписаний).

 2. Второй блок изменений – совершенствуются подходы в части проводимого антимонопольным органом контроля за сделками и иными действиями, признающимися экономической концентрацией.

В 2 раза увеличиваются предусмотренные статьями 33 и 34 Закона пороговые значения (критериев), определяющих необходимость согласования с антимонопольным органом сделок по экономической концентрации в целях снижения административной нагрузки на субъектов. Значения размера балансовой стоимости активов и выручки от реализации товаров увеличиваются с 200 до 400 и с 400 до 800 тысяч базовых величин соответственно.

Увеличивается перечень действий, которые не будут признаваться экономической концентрацией:

– создание и реорганизация субъектов, приобретение акций (долей в уставных фондах), которые будут совершаться на основании законодательного акта;

– приобретение имущества в рамках исполнительного производства, при осуществлении процедур несостоятельности или банкротства;

– переход права собственности, иного имущественного права в порядке наследования;

– создание коммерческой организации, которое совершается в результате принудительного разделения хозяйствующих субъектов, принудительного выделения из состава хозяйствующего субъекта одного или нескольких хозяйствующих субъектов на основании решения суда по иску антимонопольного органа.

3. Третий блок измененийсовершенствование понятийного аппарата и общих положений антимонопольного Закона.

Изменяются определения терминов: «государственные органы», «закупка товаров», «конкуренты» и «недобросовестная конкуренция».

Основная цель изменений антимонопольного законодательства:

сделать механизм рассмотрения антимонопольных дел более оперативным, единообразным и прозрачным;

оптимизировать работу в области контроля за экономической концентрацией и также сократить административную нагрузку на бизнес-среду;

устранить правовые пробелы и коллизии норм действующего законодательства, а также повысить эффективность выполнения антимонопольным органом своих функций.

Возврат к списку