27 июня 2019 года в Национальном пресс-центре Республики Беларусь состоялась пресс-конференция, посвященная вступлению в силу с 1 июля 2019 г. новой редакции Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон).
В мероприятии приняли участие заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Андрей Картун, начальник управления государственных закупок МАРТ Павел Жуковский, а также представители РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».
В ходе пресс-конференции обсуждались ключевые изменения в правилах осуществления государственных закупок, обусловленные вступлением в силу новой редакции Закона. В частности, вопросы неизменности условий договора на государственную закупку, создания и функционирования государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками, установления единых требований к участникам процедур государственных закупок, особенности заключения договоров в электронном виде, осуществления процедуры закупки из одного источника и др.
1. Неизменность условий договора на государственную закупку
Не допускается изменение условий проекта договора на стадии его заключения. На стадии исполнения договора, по общему правилу, предусмотрен запрет на изменение предмета государственной закупки и требований к нему, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон.
Исключительные случаи возможного изменения вышеперечисленных условий установлены постановлением Совета Министров от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».
2. Создание и функционирование государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками (ГИАС)
Функционирование ГИАС позволит автоматизировать процесс государственных закупок, начиная от этапа их планирования и заканчивая оплатой договора, обеспечивая тем самым максимальную прозрачность проводимых процедур.
Кроме того, ГИАС будет служить ценным источником информации для всех субъектов: заказчиков, поставщиков, регулятора и контролирующих органов.
3. Единые требования к участникам процедур государственных закупок
Новой редакцией Закона определен закрытый перечень требований, предъявляемых к участникам процедур госзакупок. Так, например, станет невозможным установление требований к опыту работы участников, технической оснащенности, финансовому состоянию и т.д., если такие требования не предусмотрены нормативными правовыми актами.
Расширение установленного Законом перечня возможно только по решению Совета Министров Республики Беларусь.
4. Особенности заключения договора в электронном виде.
Предусмотрено заключение договоров по результатам процедур государственных закупок, проводимых на электронных торговых площадках, равно как и дополнительных соглашений к ним, исключительно в электронном виде.
Исключение составляют договора, заключаемые по результатам процедуры закупки из одного источника, закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений.
5. Новые подходы к ведению списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок
Установлена обязанность заказчика, при наличии оснований для включения субъекта в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, направлять соответствующую информацию в МАРТ.
Кроме того, в 2 раза увеличен срок ограничения участия в закупках субъектов, включенных в данный список, - с 1 года до 2 лет.
6. Принцип профессионализма при осуществлении государственных закупок
Установлены требования о прохождении дополнительного обучения в сфере государственных закупок как для лиц, осуществляющих государственные закупки, так и для членов комиссии по государственным закупкам.
Справочно: разъяснение регулятора по данному вопросу размещено на официальном сайте МАРТ.
7. Особенности осуществления процедуры закупки из одного источника
Постановлением МАРТ от 12 апреля 2019 г. №30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» определен четкий порядок изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника. В том числе, предусмотрена обязанность заказчика направлять запросы не менее чем 5 потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) при их наличии.
С презентацией заместителя Министра антимонопольного регулирования и торговли Андрея Картуна можно ознакомиться, пройдя по ссылке.
Видеозапись пресс-коференции размещена на сайте Национального пресс-центра Республики Беларусь.
Возврат к списку