По вопросу отнесения информации к рекламе.
Информационные материалы (например, обзоры блогеров) о деятельности организаций имеют отдельные признаки рекламы (например, название организации или учреждения, изображения производственных объектов, объектов торговли и обслуживания, демонстрация производства товаров и т.д.).
В случае, если такие информационные материалы подготовлены в целях освещения деятельности различных организаций по инициативе блогера, являются основной тематикой блога, усматривается отсутствие одного из перечисленных признаков рекламы – направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке, и, соответственно, на эти информационные материалы не будут распространяться требования Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) и иные нормы законодательства о рекламе.
При этом для однозначной квалификации описанных информационных материалов в качестве не рекламных следует формировать данные материалы с учетом следующего: в них должна отсутствовать контактная информация (например, адреса и телефоны, адреса интернет-сайтов и (или) аккаунтов в социальных сетях, ссылки на них), они не должны быть об одном и том же объекте рекламирования .
На информацию, не подпадающую под определение рекламы, действие Закона о рекламе не распространяется (соответственно, подавать уведомление о включении сведений в Реестр не требуется).
Вместе с тем в случае соответствия обзора критериям определения «реклама», такой обзор должен соответствовать требованиям законодательства о рекламе (в том числе в отношении необходимости получения согласия на использование наименований организаций, товарных знаков и (или) знаков обслуживания, эмблем и иной символики, изображения имущества организаций или граждан), а также с учетом норм Указа № 131 в части требования по оказанию услуг по размещению (распространению) рекламы на основании договора, содержащего стоимость услуг по размещению (распространению) рекламы.
Справочно:
В силу подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее – Указ № 131) оказание услуг по размещению (распространению) рекламы осуществляется на основании договора, содержащего стоимость услуг по размещению (распространению) рекламы или условия определения такой стоимости. Оказание услуг по размещению (распространению) рекламы без соблюдения указанного требования является незаконным и запрещается.
Учитывая изложенное, если лицо оказывает услуги по размещению (распространению) рекламы в сети Интернет иным лицам, такой субъект (физическое лицо) является рекламораспространителем, подлежащим включению в Реестр.
6 января 2024 г. принят Закон Республики Беларусь от 6 января 2024 г. № 353-З «Об изменении законов по вопросам рекламы», которым внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее – Закон в новой редакции).
Нормы, содержащие требование о включении в Реестр, вступают в силу 12 июля 2024 г.
В соответствии с частью первой и второй пункта 14 статьи 10 Закона в новой редакции с указанной даты:
услуги по размещению (распространению) рекламы вправе оказывать рекламораспространители, включенные в Реестр, за исключением случаев, указанных в части третьей пункта 14 статьи 10 Закона в новой редакции, а именно: услуги по размещению (распространению) наружной рекламы; рекламы на транспортных средствах и внутри их салонов; рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты; рекламы в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), а также в местах проведения культурных, образовательных, спортивных, спортивно-массовых, туристических мероприятий, соревнований, конкурсов, выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий; рекламы на бумажном носителе, не относящемся к печатному средству массовой информации; иной рекламы, определенные Советом Министров Республики Беларусь;
оказание услуг по размещению (распространению) рекламы рекламораспространителем, не включенным в Реестр, является незаконным и запрещается.