×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

В 2024 г. комиссией МАРТ по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии по государственным закупкам и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки при осуществлении государственных закупок рассмотрено 108 жалоб по процедурам государственных закупок.

Порядка 38 процентов жалоб признаны обоснованными полностью либо частично, 62 процента – признаны необоснованными.

Для сравнения:

- в 2023 г. из 136 рассмотренных жалоб 43 процента – обоснованные полностью либо частично, 57 процентов – необоснованные.

- в 2022 г. из 211 рассмотренных жалоб 38 процентов – обоснованные полностью либо частично, 62 процента – необоснованные.

- в 2021 г. из 117 рассмотренных жалоб 51 процент – обоснованные полностью либо частично, 49 процентов – необоснованные.

Справочно:

Наиболее часто выявляются нарушения, касающиеся:

со стороны заказчика (организатора):

– установления в документах по процедуре государственной закупки неправомерных требований к участникам, (не предусмотрены законодательством о государственных закупках либо отраслевым законодательством);

– отсутствия требований к участникам, предусмотренных законодательством о государственных закупках, включая перечень документов и (или) сведений для их проверки;

– описания предмета государственной закупки (например, описание не дает полное представление о предмете закупки, указывается конкретная марка (модель) товара без включения в описание предмета государственной закупки слов «или аналог» и без обоснования невозможности использования аналогичных товаров и др.);

– установления условий применения преференциальной поправки;

со стороны комиссии по государственным закупкам заказчика (организатора):

– подведения итогов процедуры государственной закупки в части неправомерного отклонения предложений участников либо выбора участника-победителя;

– допуска участников к торгам;

– содержания протокола.

В 2024 г. в связи с принятием к рассмотрению жалоб по процедурам государственных закупок МАРТ проведено 114 камеральных проверок, по итогам которых в 20 процентах случаев выявлялись нарушения законодательства о государственных закупках.

Для сравнения:

- в 2023 г. – 135 камеральных проверок (в 40 процентах случаев выявлялись нарушения законодательства о государственных закупках;

– в 2022 г. – 202 камеральных проверки;

– в 2021 г. – 113 камеральных проверок.

В 2024 г. связи с выявленными по результатам рассмотрения жалоб и проведения камеральных проверок нарушениями законодательства о государственных закупках МАРТ в адрес заказчиков (организаторов) вынесено 43 предписания.

Справочно:

Предписания выносятся при условии возможности устранения заказчиками (организаторами) нарушения законодательства о государственных закупках и являются обязательными для исполнения.

На основании статей 3.29, 3.30 и 11.24 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 15 февраля 2021 г. № 10 «О составлении протоколов об административных правонарушениях» должностные лица МАРТ наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку к рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1-9 статьи 12.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

За нарушения порядка проведения процедур государственных закупок товаров (работ, услуг) в 2024 г. МАРТ в отношении 345 должностных лиц заказчиков (организаторов) составлены протоколы (вынесены постановления) о привлечении к административной ответственности по статье 12.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Для сравнения:

в 2023 г. МАРТ за нарушения порядка проведения процедур государственных закупок в отношении 380 должностных лиц заказчиков (организаторов) составлены административные протоколы (вынесены постановления); в 2022 г. в отношении 670 должностных лиц; в 2021 г. в отношении 537 должностных лиц.

В 2024 г. в соответствии с Положением о порядке проведения мониторинга, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», МАРТ проведен мониторинг 178 процедур государственных закупок. По итогам мониторинга выдано 72 рекомендации по устранению выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков). По результатам мониторинга предотвращено проведение процедур государственных закупок с нарушением законодательства на сумму порядка 780 млн. бел. руб.