×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

В соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 статьи 32 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 года «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон) экономической концентрацией признается, в том числе получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом находящегося на территории Республики Беларусь имущества, которое является основными средствами и (или) нематериальными активами коммерческой организации, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает двадцать процентов балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов коммерческой организации, имущество которой отчуждается. При этом необходимо учитывать случаи, обозначенные в абзаце третьем части первой пункта 1 статьи 34 Закона.

Справочно: Экономическая концентрация – сделки с акциями (долями в уставном фонде), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, иные действия, включая создание и реорганизацию хозяйствующих субъектов – юридических лиц, совершение которых оказывает или может оказать влияние на состояние конкуренции (абзац восемнадцатый статьи 1 Закона).

В этой связи, при решении вопроса об отнесении сделки к экономической концентрации, подпадающей под контроль антимонопольного органа, необходимо наличие совокупности следующих критериев:

  • в результате совершаемой сделки хозяйствующий субъект получает имущество в собственность, пользование или владение;
  • сделка осуществляется в отношении имущества, находящегося  на территории Республики Беларусь;
  • в результате сделки приобретается имущество коммерческой организации;
  • имущество является основными средствами и (или) нематериальными активами;
  • балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, должна превышать двадцать процентов балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов коммерческой организации, имущество которой отчуждается.
     

Исходя из определения экономической концентрации и содержания статей 32, 34 Закона обращаем внимание, что перечень сделок не является исчерпывающим, а переход прав не ограничивается отчуждением в собственность. Так, подпунктом 1.9 пункта 1 статьи 32 Закона конкретизированы основания возникновения у хозяйствующего субъекта прав и обязанностей в отношении имущества – получение в собственность, пользование или во владение имущества, что в абзаце третьем части первой пункта 1 статьи 34 Закона обобщено, как приобретение имущества.

В этой связи заключение любой сделки, в результате которой хозяйствующий субъект получает в собственность, пользование или во владение имущество, требует внимания со стороны хозяйствующего субъекта на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.

Обращаем внимание, что имущество, составляющее предмет сделки, должно находиться на территории Республики Беларусь, являться основными средствами и (или) нематериальными активами коммерческой организации и его балансовая стоимость должна превышать 20 процентов балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов.

Справочно: Согласно статье 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками.

В этой связи, получение в собственность, пользование или во владение имущества некоммерческой организации не требует получения согласия антимонопольного органа.

Стоит отметить, что Закон не содержит определения терминов «основные средства», «нематериальные активы», «взаимосвязанная сделка», при этом данные термины используются в Законе.

Полагаем, что при решении вопроса об отнесении имущества к основным средствам и (или) нематериальным необходимо исходить из той информации, которая отображена на счетах 01 (строка 110) и 04 (строка 120) бухгалтерского учета коммерческой организации.

В этой связи, если имущество не является основными средствами и (или) нематериальными активами, отсутствуют основания для контроля со стороны антимонопольного органа.

Исходя из смысла статьи 32 Закона, под взаимосвязанными сделками следует понимать сделки:

  • с однородными обязательствами, совершенные с участием одних и тех же лиц одновременно либо период времени между сделками незначителен (как правило, до 1 года);
  • каждая сделка направлена на достижение одного результата или преследует одну и ту же цель;
  • несколько сделок с имуществом, которое может использоваться как единое целое по общему назначению (к примеру, единый имущественный комплекс, сложные вещи и другое).
     

При этом при решении вопроса о необходимости обращения в антимонопольный орган помимо критериев, обозначенных в подпункте 1.9 пункта 1 статьи 32 Закона, необходимо учитывать абзац третий части первой пункта 1 статьи 34 Закона, в соответствии с которым приобретение имущества коммерческой организации осуществляется с согласия антимонопольного органа в случаях (достаточно наличия хотя бы одного), если: 

Обращаем внимание, что одним из основных принципов государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции является применение антимонопольного законодательства в равной мере и на равных условиях, в том числе независимо от форм собственности. При этом согласно определениям экономической концентрации и конкуренции, приведенных в статье 1 Закона, осуществление экономической концентрации предполагает самостоятельное волеизъявление в отношении совершения сделок, иных действий и, соответственно, отсутствие ограничения правоспособности юридических лиц.

В этой связи реализация коммерческой организацией, являющейся собственником имущества или уполномоченным собственником имущества лицом, имущества через аукцион, а равно приобретение указанного имущества другим хозяйствующим субъектом, при соответствии критериям, установленным подпунктом 1.9 пункта 1 статьи 32 Закона, статьей 34 Закона, требует получения согласия антимонопольного органа.

Частью второй пункта 2 статьи 32 Закона предусмотрено, что согласие антимонопольного органа на экономическую концентрацию получается до совершения действия по экономической концентрации.

Согласно пункту 5 статьи 33, пункту 5 статьи 34 Закона  антимонопольный орган в течение 30 календарных дней со дня получения заявления принимает решение о согласии (отказе) на экономическую концентрацию.

Обращаем внимание, что Положением о порядке проведения аукционов по продаже права заключения договоров аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в государственной собственности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2009 г. № 1049 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 7 мая 2009 г. № 238» (далее – Положение об аукционе), установлены минимальные сроки опубликования извещения о проведении аукциона.

В частности, извещение о проведении аукциона подлежит обязательному опубликованию не позднее чем за 30 дней до дня проведения аукциона (часть первая пункта 9 Положения об аукционе).

Учитывая изложенное, а также то, что требования антимонопольного законодательства распространяются в равной степени как на субъекта, организующего аукцион, так и на лицо, желающее принять участие в аукционе, полагаем, что в законодательстве отсутствуют нормы, препятствующие согласованию с антимонопольным органом действий, относимых к экономической концентрации.

Одновременно обращаем внимание, что согласно статье 51 Закона основанием для подачи антимонопольным органом иска о признании недействительными сделок, действий, признаваемых экономической концентрацией, являются в совокупности:

  • неполучение согласия антимонопольного органа;
  • фактическое совершение сделок, действий, признаваемых экономической концентрацией;
  • возникновение или усиление доминирующего положения хозяйствующего субъекта и (или) недопущение, ограничение или устранение конкуренции в результате совершенной экономической концентрации.
     

При этом признание сделки недействительной влечет правовые последствия для обеих сторон.