×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Согласно статье 36 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон), одним из оснований для установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства является заявление о нарушении. Требования к заявлению о нарушении определены статьей 38 Закона.

Для корректного составления заявления о нарушении предлагаем руководствоваться следующими рекомендациями.

Шаг 1.

Определиться со способом подачи заявления о нарушении в антимонопольный орган:

письменное обращение: письмом (на почтовый адрес: 220030, г. Минск, ул. Кирова, 8, к. 1) или нарочно, опустив в ящик для корреспонденции по тому же адресу;

электронное обращение: письмом (на электронную почту: mail@mart.gov.by или по системе межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь).

Шаг 2.

Отразить в заявлении о нарушении сведения о заявителе

для физического лица – фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и адрес места жительства (места пребывания);

для юридического лица – наименование и место нахождения.

Шаг 3.

Отразить в заявлении о нарушении сведения о (об):

государственной регистрации;

основных видах деятельности, изготавливаемых (производимых) и (или) реализуемых товарах;

географических границах деятельности.

(указываются для заявителя – индивидуального предпринимателя, юридического лица)

Шаг 4.

Отразить в заявлении о нарушении имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление о нарушении:

для физического лица – фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и адрес места жительства (места пребывания);

для юридического лица – наименование и место нахождения.

Шаг 5.

Описать признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые усматриваются заявителем.

Обращаем внимание, что антимонопольным законодательством установлены:

  • антимонопольные требования к закупкам товаров (статья 24 Закона);

  • запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (статья 18 Закона);

  • запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (статья 20 Закона);

  • запрет на ограничивающие конкуренцию согласованные действия хозяйствующих субъектов (статья 21 Закона);
  • запрет на ограничивающие конкуренцию акты законодательства, иные правовые акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов (статья 23 Закона);
  • запрет на недобросовестную конкуренцию (статьи 25– 31 Закона).

При описании признаков нарушения антимонопольного законодательства необходимо указывать какие действия (бездействие) субъектов необходимо оценить антимонопольному органу, признаки нарушения каких запретов, установленных антимонопольным законодательством, усматриваются заявителем в этих действиях (бездействии).

Шаг 6.

Указать существо требований, с которыми обращается заявитель.

Указываются требований о совершении одного или нескольких следующих действий, которые, по мнению заявителя, необходимо совершить антимонопольному органу в рамках рассмотрения заявления о нарушении:

выдать предупреждение;

установить факт наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства;

вынести предписание (могут быть предложены конкретные действия, которые, по мнению заявителя, подлежат включению в предписание потенциальному нарушителю);

начать административный процесс (в случае установления факта наличия нарушения антимонопольного законодательства);

совершить иные действия, направленные на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Шаг 7.

Отразить перечень прилагаемых доказательств (указывается при их наличии).

Доказательства – документы, сведения, иные доказательства, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Заявителем представляются те доказательства, которыми он располагает.

В случае невозможности представления доказательств указываются причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо, у которого такие доказательства могут быть получены.

Доказательства, прилагаемые к заявлению о нарушении, должны быть достоверными.

Прилагаемые в качестве доказательств документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов, заверенные подписью руководителя юридического лица (уполномоченного лица) или подписью физического лица (уполномоченного лица).

Заявление о нарушении и доказательства, изложенные на иностранном языке, представляются с заверенным переводом на русский или белорусский язык.

Шаг 8.

После подачи заявления о нарушении дождаться информации от антимонопольного органа о:

принятии к рассмотрению заявления о нарушении;

оставлении заявления о нарушении без рассмотрения по существу.

О принятии к рассмотрению заявления о нарушении заявитель уведомляется в письменной или электронной форме в течение десяти рабочих дней со дня его поступления.

Об оставлении заявления о нарушении без рассмотрения по существу в течение десяти рабочих дней со дня его поступления заявитель уведомляется в письменной или электронной форме с указанием причин принятия такого решения.

Антимонопольный орган вправе оставить заявление о нарушении без рассмотрения по существу, если (пункт 1 статьи 39 Закона):

заявление о нарушении не соответствует вышеперечисленным требованиям пункта 1 статьи 38 Закона;

заявление о нарушении содержит вопросы, решение которых не относится к компетенции антимонопольного органа;

сроки, установленные статьей 37 Закона, истекли;

вопросы, изложенные в заявлении о нарушении, ранее были рассмотрены антимонопольным органом в полном объеме и по существу и в них не содержится новых обстоятельств, имеющих значение для установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства.

____________________________________________________________

Рассмотрение заявления о нарушении по существу:

1. Срок рассмотрения.

1.1. Срок рассмотрения заявления о нарушении составляет три месяца со дня его поступления.

1.2. Антимонопольный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления о нарушении. При этом срок его рассмотрения заявления о нарушении с учетом продления не должен превышать девяти месяцев со дня его поступления, за исключением случаев установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства с участием иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами).

1.3. Заявитель в течение пяти рабочих дней со дня продления срока рассмотрения заявления о нарушении уведомляется о причинах превышения трехмесячного срока и сроках совершения необходимых действий или сроках рассмотрения заявления о нарушении.

2. Права заявителя:

Заявитель, лицо, в отношении которого подано заявление о нарушении, лицо, в действиях (бездействии) которого антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, а также лицо, чьи права, свободы и законные интересы затрагиваются в связи с установлением факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства, вправе (часть первая пункта 5 статьи 50 Закона):

знакомиться с содержанием заявления о нарушении, ходатайствами других лиц, документами, сведениями, иными доказательствами, указывающими на наличие (отсутствие) признаков нарушения антимонопольного законодательства, за исключением информации, составляющей государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, служебной информации ограниченного распространения, в том числе делать выписки из них, осуществлять их фотосъемку;

Справочно:

Ознакомление с перечисленными материалами осуществляется в случае, если это связано с защитой прав, свобод и законных интересов в рамках установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства.

представлять документы, сведения, иные доказательства, указывающие на наличие (отсутствие) признаков нарушения антимонопольного законодательства;

заявлять ходатайства, возражать против ходатайств других лиц;

давать пояснения в письменной и (или) устной формах.

3. Заявитель вправе отозвать заявление о нарушении только в части осуществления недобросовестной конкуренции до принятия решения об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства путем подачи соответствующего заявления в письменной или электронной форме.

В случае отзыва заявителем заявления о нарушении антимонопольный орган возвращает заявителю оригиналы документов, приложенных в качестве доказательств к заявлению о нарушении, в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления об отзыве.

4. По результатам рассмотрения заявления о нарушении, отдельного факта нарушения антимонопольным органом принимается решение об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 42 Закона.

Заявитель уведомляется о принятом решении об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства в течение пяти рабочих дней.

Решение об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства может быть обжаловано в суд в течение тридцати календарных дней со дня его принятия.