Согласно статье 36 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон), одним из оснований для установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства является заявление о нарушении. Требования к заявлению о нарушении определены статьей 38 Закона.
Для корректного составления заявления о нарушении предлагаем руководствоваться следующими рекомендациями.
Шаг 1.
Определиться со способом подачи заявления о нарушении в антимонопольный орган:
письменное обращение: письмом (на почтовый адрес: 220030, г. Минск, ул. Кирова, 8, к. 1) или нарочно, опустив в ящик для корреспонденции по тому же адресу;
электронное обращение: письмом (на электронную почту: mail@mart.gov.by или по системе межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь).
Шаг 2.
Отразить в заявлении о нарушении сведения о заявителе
для физического лица – фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и адрес места жительства (места пребывания);
для юридического лица – наименование и место нахождения.
Шаг 3.
Отразить в заявлении о нарушении сведения о (об):
государственной регистрации;
основных видах деятельности, изготавливаемых (производимых) и (или) реализуемых товарах;
географических границах деятельности.
(указываются для заявителя – индивидуального предпринимателя, юридического лица)
Шаг 4.
Отразить в заявлении о нарушении имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление о нарушении:
Шаг 5.
Описать признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые усматриваются заявителем.
Обращаем внимание, что антимонопольным законодательством установлены:
антимонопольные требования к закупкам товаров (статья 24 Закона);
запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (статья 18 Закона);
запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (статья 20 Закона);
При описании признаков нарушения антимонопольного законодательства необходимо указывать какие действия (бездействие) субъектов необходимо оценить антимонопольному органу, признаки нарушения каких запретов, установленных антимонопольным законодательством, усматриваются заявителем в этих действиях (бездействии).
Шаг 6.
Указать существо требований, с которыми обращается заявитель.
Указываются требований о совершении одного или нескольких следующих действий, которые, по мнению заявителя, необходимо совершить антимонопольному органу в рамках рассмотрения заявления о нарушении:
выдать предупреждение;
установить факт наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства;
вынести предписание (могут быть предложены конкретные действия, которые, по мнению заявителя, подлежат включению в предписание потенциальному нарушителю);
начать административный процесс (в случае установления факта наличия нарушения антимонопольного законодательства);
совершить иные действия, направленные на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
Шаг 7.
Отразить перечень прилагаемых доказательств (указывается при их наличии).
Доказательства – документы, сведения, иные доказательства, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Заявителем представляются те доказательства, которыми он располагает.
В случае невозможности представления доказательств указываются причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо, у которого такие доказательства могут быть получены.
Доказательства, прилагаемые к заявлению о нарушении, должны быть достоверными.
Прилагаемые в качестве доказательств документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов, заверенные подписью руководителя юридического лица (уполномоченного лица) или подписью физического лица (уполномоченного лица).
Заявление о нарушении и доказательства, изложенные на иностранном языке, представляются с заверенным переводом на русский или белорусский язык.
Шаг 8.
После подачи заявления о нарушении дождаться информации от антимонопольного органа о:
принятии к рассмотрению заявления о нарушении;
оставлении заявления о нарушении без рассмотрения по существу.
О принятии к рассмотрению заявления о нарушении заявитель уведомляется в письменной или электронной форме в течение десяти рабочих дней со дня его поступления.
Об оставлении заявления о нарушении без рассмотрения по существу в течение десяти рабочих дней со дня его поступления заявитель уведомляется в письменной или электронной форме с указанием причин принятия такого решения.
Антимонопольный орган вправе оставить заявление о нарушении без рассмотрения по существу, если (пункт 1 статьи 39 Закона):
заявление о нарушении не соответствует вышеперечисленным требованиям пункта 1 статьи 38 Закона;
заявление о нарушении содержит вопросы, решение которых не относится к компетенции антимонопольного органа;
сроки, установленные статьей 37 Закона, истекли;
вопросы, изложенные в заявлении о нарушении, ранее были рассмотрены антимонопольным органом в полном объеме и по существу и в них не содержится новых обстоятельств, имеющих значение для установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства.
____________________________________________________________
Рассмотрение заявления о нарушении по существу:
1. Срок рассмотрения.
1.1. Срок рассмотрения заявления о нарушении составляет три месяца со дня его поступления.
1.2. Антимонопольный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления о нарушении. При этом срок его рассмотрения заявления о нарушении с учетом продления не должен превышать девяти месяцев со дня его поступления, за исключением случаев установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства с участием иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами).
1.3. Заявитель в течение пяти рабочих дней со дня продления срока рассмотрения заявления о нарушении уведомляется о причинах превышения трехмесячного срока и сроках совершения необходимых действий или сроках рассмотрения заявления о нарушении.
2. Права заявителя:
Заявитель, лицо, в отношении которого подано заявление о нарушении, лицо, в действиях (бездействии) которого антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, а также лицо, чьи права, свободы и законные интересы затрагиваются в связи с установлением факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства, вправе (часть первая пункта 5 статьи 50 Закона):
знакомиться с содержанием заявления о нарушении, ходатайствами других лиц, документами, сведениями, иными доказательствами, указывающими на наличие (отсутствие) признаков нарушения антимонопольного законодательства, за исключением информации, составляющей государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, служебной информации ограниченного распространения, в том числе делать выписки из них, осуществлять их фотосъемку;
Справочно:
Ознакомление с перечисленными материалами осуществляется в случае, если это связано с защитой прав, свобод и законных интересов в рамках установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства.
представлять документы, сведения, иные доказательства, указывающие на наличие (отсутствие) признаков нарушения антимонопольного законодательства;
заявлять ходатайства, возражать против ходатайств других лиц;
давать пояснения в письменной и (или) устной формах.
3. Заявитель вправе отозвать заявление о нарушении только в части осуществления недобросовестной конкуренции до принятия решения об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства путем подачи соответствующего заявления в письменной или электронной форме.
В случае отзыва заявителем заявления о нарушении антимонопольный орган возвращает заявителю оригиналы документов, приложенных в качестве доказательств к заявлению о нарушении, в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления об отзыве.
4. По результатам рассмотрения заявления о нарушении, отдельного факта нарушения антимонопольным органом принимается решение об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 42 Закона.
Заявитель уведомляется о принятом решении об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства в течение пяти рабочих дней.
Решение об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства может быть обжаловано в суд в течение тридцати календарных дней со дня его принятия.