×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Интервью первого заместителя Министра Ивана Вежновца

Vejnovec.jpg
Первый заместитель Министра
Иван Валерьевич Вежновец
Конкуренция пронизывает все аспекты жизни, она везде, особенно в экономике. Однако пока не столкнёшься напрямую с механизмами ее работы, конкуренция кажется чем-то эфемерным и далеким. Какой-то субстанцией о которой говорят, разглагольствуют, но прямого влияния не видно.

До работы в МАРТ мне довелось заниматься вопросами инвестиций, прогноза социально-экономического развития, управления государственным имуществом, но только в МАРТ действительно пришло осознание, что такое конкуренция и как она влияет на развитие экономики и благосостояние людей.

Дело, наверное, в том, что конкуренция не способна дать результат сиюминутно. Это инструмент средне, а во многих случаях долгосрочного регулирования.

Главную задачу, которую призвана решить конкуренция, а это определение справедливой цены на рынке и максимально эффективное распределение ресурсов, возможно достичь только на длительном промежутке времени. Для этого требуется большая кропотливая работа по снятию барьеров входа на рынок, выстраиванию равных условий хозяйствования, недопущению злоупотреблений, ограничивающих конкуренцию. И только когда отрасль будет достаточно насыщена предложением, различными компаниями и вариантами выбора для потребителей, цель будет достигнута. Для этого необходимо время, инвестиции, предпринимательский интерес и инициатива.

Вот на это и нацелена основная работа МАРТ.

Причем факторы, которые МАРТ учитывает в своей работе, как и случаи, которые приходилось и приходится расследовать абсолютно различны. И все они одинаково значимы для работы антимонопольного органа.

Например, вроде нет ничего страшного, когда в небольшом районном центре субъект естественной монополии, выставляет в три раза больше плату за доступ к инфраструктуре своим прямым конкурентам. Такой случай, МАРТ разбирал в 2018 году в отношении одного из водоканалов. Через несколько месяцев все конкуренты были на грани закрытия, потому что стоимость их услуг возросла в разы, и они не в состоянии конкурировать с водоканалом. Что этот случай значит для экономики страны в целом? Небольшой районный центр, небольшие обороты, затронуто всего три конкурента. Никто и не заметит если этот рынок будет монополизирован. Кроме потребителей, конечно, потому что для них стоимость конечной услуги значительно возросла. А если такая практика распространится на другие районы, отрасли, страну в целом? Масштаб уже будет другой и последствия абсолютно другими.

Есть более глобальные примеры ограничения конкуренции – сговор дилеров с поставщиком и производителем средств защиты растений. Субъекты координировали свои действия на торгах, определяли цену, ниже которой нельзя опускаться. Задействовано было 12 компаний во всех областях страны. Речь идет об обороте в сотни миллионов рублей. Сговор отражался не только на стоимости приобретаемых средств защиты растений, но и по всем цепочкам сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.

Эти два примера показывают, что принципы конкуренции не имеют масштабов и границ. Для нормального функционирования рынка правила должны быть едины вне зависимости от величины компании и формы собственности. Таких подходов мы стараемся придерживаться в нашей работе всегда.

Еще один немаловажный фактор – это компетентность антимонопольного органа. Она нарабатывается годами, в ходе проведения сложных и новых антимонопольных дел, в судебных заседаниях, взаимодействии с коллегами из других стран, постоянном обучении и повышении квалификации. За время работы в МАРТ отрадно было наблюдать, как сотрудники министерства расследование за расследованием раскрывали все более и более сложные нарушения и умело отстаивали их в судах. Если в первые годы работы министерства основные дела касались недобросовестной конкуренции в части товарных знаков, то уже в 2019 году был установлен и доказан в суде факт давления крупной торговой сетью на поставщиков в целях влияния на конкурента. А в 2021 году сотрудниками МАРТ, при участии Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля, установлен первый картельный сговор.

Но это только начало…

Возврат к списку