×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Интервью начальника главного управления МАРТ по Минской области Валерьяна Беспалого

Bespaly.jpg
Начальник главного управления МАРТ по Минской области
Валерьян Александрович Беспалый
«В одиночку никто не выигрывает»


В сентябре 2021 года исполняется пять лет со дня образования Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. Столько же лет в составе министерства действуют территориальные органы – главные управления по областям и городу Минску. Срок вроде бы и небольшой, но в настоящее время, многие моменты необходимо рассматривать не только через призму сделанного, но и того, что предстоит сделать.

Спецификой нашего управления, впрочем, как и всех территориальных органов, является участие в проведении государственной политики МАРТ по всем направлениям – развитие конкуренции и пресечение нарушений в области ценообразования, торговли, общественного питания, бытового обслуживании населения, защиты прав потребителей, рекламы, государственных закупок.

Проводимую главным управлением работу в сфере противодействия монополистической деятельности, развития конкуренции и контрольной деятельности в целом можно сравнить с обрабатыванием речного золотоносного песка - она требует исключительного внимания и полного сосредоточения. Такое сравнение актуально для нашей работы, ведь, чтобы получить результат, необходимо проработать огромное количество документов, сведений, законодательных актов, найти и оформить доказательства.

Латинская поговорка гласит: «Предупрежден — значит вооружен». В фокусе главного управления всегда была и есть работа по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений конкуренции на территории Минской области.

Так, с 2016 года было выдано 18 предупреждений, в том числе Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Минскому облисполкому, отдельным райисполкомам о необходимости приведения своих решений в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.

За пять лет рассмотрено 41 антимонопольное дело, в 9 случаях установлены факты нарушения антимонопольного законодательства.

Только за 2020 год главным управлением было проведено 16 проверок. Кроме того, специалисты главного управления принимали участие в четырех проверках, проводимых Министерством финансов и Комитетом государственного контроля. Внутри министерства также поддерживается активное сотрудничество – за 2020 год проведено 11 совместных проверок с другими территориальными органами МАРТ.

Конечно, нам приятно наблюдать за своими достижениями: почти каждое третье нарушение, установленное МАРТ в текущем году по выполнению требований правительства не допустить повышения цен на социально значимые товары, выявлено нашим управлением. Но почивать на лаврах – не наш удел. К своим достижениям мы относимся достаточно скептически – остается еще достаточно нераскрытых и не выявленных случаев. Ведь накопление опыта по административным правонарушениям – неплохой задел на будущее.

Надо отметить, что мы детально рассматриваем обращения граждан. Вот один пример. В декабре 2020 года в главное управление поступило обращение жительницы Борисова по поводу завышения цены на молоко в одном из крупных интернет-магазинов. В результате рассмотрения именно этого обращения и проведенной в дальнейшем внеплановой проверки были установлены факты превышения предельных торговых надбавок более чем на 30 товарных позиций социально значимых товаров. Общая сумма штрафных санкций за указанные нарушения составила более 71 тысяч рублей. Так социальная ответственность и неравнодушие граждан, а также их желание разобраться в формировании цен на молоко, обернулись серьезными санкциями для организации, допустившей нарушение правил формирования цен на социально значимые товары.

Данный случай является наглядным примером того, что бизнес должен быть социально ответственным. Правила игры, определенные государством, едины и обязательны для всех – как для мелких магазинов, так и для крупных сетей. Исключений нет.

Пятилетний опыт работы МАРТ снова и снова доказывает, что пренебрегать незначительными с первого взгляда фактами в работе не стоит. Иногда, казалось бы, малозначительная фраза «плановые калькуляции на предприятии не ведутся по причине отсутствия такой необходимости», неосторожно (или, возможно, умышленно) допущенная субъектом хозяйствования ошибка, становится основанием для возбуждения административного процесса, в результате которого судебным постановлением будет определен штраф в размере более 1 млн рублей, как это недавно было с одной из крупных птицефабрик Минской области. Да, решение субъект хозяйствования вправе обжаловать, но факт остается фактом. В итоге – покупатели имеют справедливо установленные цены на мясо птицы.

В главном управлении я работаю с декабря 2019 г. Необходимо отметить, что предшествующий опыт в управлении контроля потребительского рынка – торговой инспекции, а также в управлении социальной сферы и услуг способствовал пониманию проблем, которые требовалось решить. Первое, что предстояло сделать – собрать коллектив, способный профессионально выполнять поставленные задачи, и объединить людей. На мой взгляд, это удалось – все нацелены на результат. Конечно же, достижению высоких показателей помогает личное деятельное участие каждого сотрудника. Невозможно перечислить фамилии всех моих коллег, которые внесли весомый вклад в развитие конкуренции, отраслей и субъектов хозяйствования.

Вместе с тем, выражаю свою искреннюю благодарность за поддержку в нужные, непростые моменты и безукоризненную работу своим коллегам:

заместителю начальника главного управления Язвинской Ольге Николаевна - тонкому психологу, знатоку контрольной деятельности с многолетним стажем;

начальнику аналитического отдела главного управления Кучко Ольге Васильевне - профессионалу своего дела, обладающей хорошими управленческими и организаторскими навыками.

Особым уважением и признанием в коллективе пользуется начальник управления расследований и контрольной деятельности Метельская Татьяна Георгиевна с ее профессиональной интуицией, знанием законодательных актов и готовностью поделиться своим опытом по расследованию антимонопольных дел.

Хочу отметить профессионально грамотную работу бывшего заместителя начальника главного управления Помитинской Елены Анатольевны, с которой был еще знаком по работе в торговой инспекции.

В одиночку никто не выигрывает, не достигает профессиональных высот. Благодаря тесному сотрудничеству с главным управлением торговли и услуг Минского облисполкома, которое возглавляет Шевцова Татьяна Николаевна, оперативно разрешаются возникающие вопросы на потребительском рынке.

К слову, высокий стандарт работы и эффективная организация управления были сформированы руководством министерства на этапе создания территориальных органов. Командно-ориентированный подход, сочетание искренности и уважения, умение выстраивать диалог и доверие в коллективе и, разумеется, чувство юмора, – все это помогает выдерживать напряжение ежедневного многозадачного режима и быть устойчивым к различного рода обстоятельствам.

Глядя на эти быстро пролетевшие пять лет МАРТа, стоит отметить, что наше общество становится более сознательным: как граждане, так и представители бизнеса обращаются в компетентные органы для реализации и защиты своих нарушенных прав. Количество обращений растет, что свидетельствует о том, что субъекты хозяйствования доверяют компетенции МАРТ. Многие обращаются за защитой своих прав с уверенностью, что их вопрос будет рассмотрен надлежащим образом, а лицо, допустившее нарушение, понесет ответственность.

Жизнь не стоит на месте. Новый день априори готовит новые вызовы. Минская область является одной из самых больших областей республики по численности населения, территории и числу субъектов хозяйствования, которые заняты в самых разнообразных секторах экономики, торговле, общественном питании. Соответственно, это предопределяет и объем работы главного управления.

И в заключение о планах на будущее. В центре внимания главного управления в ближайшей перспективе будут находиться вопросы управления антимонопольными рисками, активизации борьбы с нарушениями законодательства о ценообразовании, ценовыми сговорами, исключения принятия государственными органами антиконкурентных решений и многие другие.

Уверен, что со всеми задачами мы справимся.
Bespaly_1.jpg

Возврат к списку