×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Интервью начальника главного управления МАРТ по Брестской области Юрия Кладницкого

Kladniky.jpg
Начальник главного управления МАРТ по Брестской области
Юрий Васильевич Кладницкий
Что важного было сделано управлением за 5 лет? Какими достижениями Вы могли бы гордиться? Основные сводные цифры по Вашему направлению работы? Что за ними стоит?

Пять лет назад произошло знаковое для нас событие – разрозненные подразделения исполкомов были объединены с министерством и сформировали единый антимонопольный орган. Ранее мы были самостоятельным территориальным органом, сами вели работу, принимали решения при методической поддержке из центра. Да, мы утратили самостоятельность, но антимонопольная деятельность получила колоссальный импульс – количество расследований возросло на несколько порядков, их проведение для нас, с одной стороны, значительно усложнилось из-за централизованной экспертизы и коллегиального принятия решений, но благодаря этому они стали более выверенными, с единообразными подходами. Такая практика показала свою эффективность, особенно при отстаивании принятых решений в судах.

За пять лет Брестским территориальным органом проведено более 30 расследований. Основная их часть касалась недобросовестной конкуренции. Субъекты бизнеса оценили этот инструмент, позволяющий поставить конкурентов в рамки допустимого.

Были также прецеденты по расследованию злоупотреблений доминантов, а также действий госорганов и ограничений конкуренции при закупках. Выносились и предупреждения, позволившие исключить нарушения и создать условия для эффективного развития конкуренции.

Учитывая, что привлечение к ответственности, как карательная мера, не является самоцелью, в рамках работы по улучшению бизнес среды смещаем акцент в сторону превентивных мер реагирования на возможные нарушения антимонопольного законодательства и активного информирования.

Но наиболее позитивный эффект в нашей работе не столько в пресечении конкретных нарушений, ведь они затрагивают интересы как правило буквально нескольких субъектов, а в создании понимания у всех участников, что конкурентное и антимонопольное право работает, и, если какие-то факты, имеющие признаки нарушения, попадут в наше поле зрения, то они обязательно будут исследованы, досконально и беспристрастно, а решение будет взвешенным и объективным.

Особое значение имеет формирование такого понимания у органов местной власти. Исполнительные комитеты призваны обеспечить развитие своих регионов и благосостояние жителей. Управляя этими процессами, сотрудники иногда, в силу недостаточного понимания, используют инструменты прямого вмешательства в работу организаций, а это, в итоге, не всегда идет на пользу. Например, создавая привилегированные условия для местного субъекта и не впуская в регион непонятного и неизвестного «чужака», исполком создает местной организации лишь на некоторое время «тепличные» условия, тем самым решая сиюминутную проблему его выживания, однако упускает из внимания неоспоримое правило, что только конкурентные условия стимулируют предприятия работать эффективнее, а жители получат товары и услуги лучшего качества на более выгодных условиях и по более низким ценам. Трансформация сознания в этом направлении идет, и результаты мы уже видим. Все больше начинают работать единообразные равные для всех «правила игры» в той или иной сфере, нежели прямые указания кому и что делать.

В тех сферах, где усматриваются возможные признаки монополистической деятельности, мы в инициативном порядке анализируем товарные рынки и, если выявляем доминантов, включаем их в реестр и вводим в отношении их деятельности регулирование. А на тех рынках, где с течением времени конкурентная среда улучшается, наоборот можем исключить из реестра и вернуть свободу действий.

Однако реализация в регионе антимонопольной политики не единственная наша задача. Наши полномочия региональной торговой инспекции за это время трансформировались в контексте изменения общереспубликанских подходов к контрольной деятельности. Мы уже не проводим такое количество проверок в объектах торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Вместо этого мы регулярно осуществляем мероприятия профилактического и предупредительного характера, в основном это мониторинги и обследования, при выявлении нарушений выдаем рекомендации об их устранении и контролируем их выполнение. Но если субъект не принимает меры, чтобы исправить ситуацию, тогда более жесткие меры применяем мы.

Проводим также в установленном порядке в рамках нашей компетенции и проверочные мероприятия, привлекаем к административной ответственности. Ежегодно мониторингами мы охватываем более 400 объектов.

Как и ранее мы продолжаем активную работу по сдерживанию инфляционных процессов. Это необходимо и населению, и экономике в целом. Здесь весьма важны и накопленный многолетний опыт, и достигнутое и поддерживаемое у субъектов региона понимание этих процессов. Большинство осознает социальную значимость необходимости сдерживания роста цен и прибегает к их повышению лишь приняв все меры по снижению затрат и исключительно для поддержания стабильной эффективной работы. Это касается и производителей, и торговли. Мы в этом плане держим руку «на пульсе», и если кто-то несколько выйдет за экономически оправданные рамки, то вовремя проанализируем и подскажем. Практически со всеми субъектами нам удается найти понимание, и тот рост цен, который все-таки происходит, в основном объективен и обоснован. Способствует этому и работа по формированию здоровой и эффективной конкурентной среды.

Новым для нас стало такое направление, как регулирование государственных закупок. Эта сфера законодательства хоть и не новая, но интенсивно развивающаяся и вызывающая определенные вопросы у организаций, расходующих бюджетные средства, в части правоприменительной практики. Немало выявляется нарушений. Поэтому мы стараемся максимально «подставить плечо» управлению государственных закупок. Готовим ежегодно около 70 ответов субъектам области по разъяснению практических вопросов, конечно, не без экспертного участия коллег из центрального аппарата министерства, что также позволяет обеспечить единообразную трактовку законодательства. Участвуем в подготовке и проведении семинаров и иных мероприятий. А по выявленным комиссией министерства, рассматривающей жалобы, фактам нарушения обеспечиваем ведение административного процесса в отношении около 50 виновных должностных лиц заказчиков ежегодно.

Помимо обозначенной деятельности проводится также работа и по таким направлениям, как контроль экономической концентрации, внебиржевых сделок с биржевыми товарами, рассматриваем обращения граждан и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию МАРТ, и ряд иных.


Что означает для Вас «честная конкуренция»?

Идеальная конкурентная среда, к сожалению, не будет сформирована никогда. Даже в самых развитых странах она не совершенна. Всегда будут возникать какие-то новые препятствия и барьеры. Мы имеем значительно отличающиеся исходные условия. Решить все быстро и едино моментно невозможно и было бы сопряжено со значительными издержками трансформации, ломкой. Но ведь конкуренция для нас не самоцель, а путь к эффективному росту экономики и благосостояния людей. Поэтому движение должно быть поэтапным и соответствующим современным реалиям.

Важно правильно определить те сегменты и направления, где в первую очередь необходимо предпринять меры. Определенной подсказкой выступают обращения субъектов. В большей мере организации сталкиваются с трудностями при взаимодействии с исторически сложившимися монополиями, это и энергетика, и газоснабжение, и ЖКХ, и общественный транспорт. Здесь ведется работа таким образом, чтобы разграничить те отношения, где рыночную среду пока сформировать не удастся, и поэтому необходимы четкие прозрачные правила, а где необходимо развивать здоровую конкуренцию, устраняя барьеры для появления и развития новых участников.

Например, относящиеся к сфере естественных монополий такие жилищно-коммунальные услуги, как водоснабжение, водоотведение, захоронение твердых коммунальных отходов и иные, эффективнее оказывают подконтрольные государственные предприятия. При этом необходимо устранение барьеров для возможности оказания смежных услуг. К примеру, вывоз жидких коммунальных отходов осуществляется и предприятиями ЖКХ, и частными организациями, но сброс нечистот производится в сети ЖКХ. И вот здесь условия должны быть обоснованными, чтобы и само ЖКХ, и частные предприятия были в равных условиях.

Другим примером может служить сфера общественного транспорта. Транспортное предприятие одновременно выполняет роль транспортного терминала (автовокзал), что также относится к сфере естественных монополий, и само осуществляет пассажирские перевозки. В такой ситуации предприятие, как терминал, может воспользоваться полномочиями по согласованию графика заезда на вокзал маршрута конкурента таким образом, чтобы сохранить для себя более благоприятные условия. Но это недопустимо. Разделение этих сфер деятельности между разными субъектами хозяйствования позволило бы избежать возникновения таких ситуаций.


Что важного Вы могли бы отметить в организации работы Вашего коллектива?

Наиболее важным для себя, как руководителя территориального управления, я считаю поддерживать профессионализм коллектива на высоком уровне. Нам удается сохранять основной состав высококвалифицированных сотрудников, которые грамотно передают навыки и руководят молодыми. Ротация кадров необходима, но нам удается подбирать новых сотрудников, квалифицированных, опытных, и главное готовых и стремящихся постигать новые и интересные сферы. Они активно учатся на практических делах при поддержке опытных наставников и подсказках коллег из центрального аппарата.

Значительную роль в расширении знаний становятся обучающие мероприятия и семинары, в том числе с участием зарубежных экспертов. Они необходимы всем сотрудникам – и опытным, и новичкам. Полагаю, что при таком подходе мы и в дальнейшем будем активно улучшать конкурентную среду и решать все задачи, стоящие перед нашим министерством.

Возврат к списку