В мае годовая инфляция сохранилась около уровня предыдущих месяцев: ускорившись на 0,1 процентного пункта по сравнению с февралем – мартом текущего года она составила 5,7 процента. По отношению к предыдущему месяцу прирост индекса потребительских цен (ИПЦ) составил 0,1 процента, к декабрю 2023 г. – 2,8 процента.
Прирост потребительских цен в мае к апрелю 2024 г. сложился ниже среднего значения, зафиксированного в Беларуси в отчетном месяце за последние 10 лет, которое составило 0,5 процента (от «минус» 0,3 процента до 2,2 процента).
Базовая инфляция в отчетном месяце ускорилась на 0,4 процентного пункта относительно предыдущего месяца и составила 4,5 процента, прирост цен в сфере постоянно регулируемого ценообразования[1] – на 0,3 процентного пункта до 8,3 процента, цены на плодоовощную продукцию – на 1,8 процентного пункта до 12,7 процента.
Наибольшее влияние на ускорение годовой инфляции обусловили цены на продовольственные товары, вклад которых по сравнению с предыдущим месяцем увеличился на 0,2 процентного пункта до 2,8 процента. Тарифы на услуги обеспечили вклад в годовую инфляцию порядка 1,7 процента, что на 0,1 процентного пункта меньше апрельского показателя, вклад цен на непродовольственные товары сохранился на уровне апреля т.г.: 1,2 процента.
Данные: расчет Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
Основными факторами, оказывающими влияние на потребительские цены, являются ускорение прироста цен производителей (на фоне роста затрат), цен импорта, а также высокая потребительская активность на фоне расширения внутреннего спроса. Кроме того, давление на инфляцию оказывает ускорение прироста ИПЦ в Российской Федерации до 8,3 процента против 7,8 процента в апреле 2024 г. к апрелю 2023 г. Вместе с тем за прошедший год белорусский рубль укрепился к российскому порядка 3,8 процента (май 2024 г. к маю 2023 г.), что несколько нивелировало инфляционное давление на внутренний рынок Беларуси от импорта российских товаров по более высоким ценам.
По данным Белстата, цены производителей:
o сельскохозяйственной продукции за 2023 год снизились на 4,9 процента (декабрь 2023 г. к декабрю 2022 г.), в том числе производителей в области животноводства – на 6,6 процента, растениеводства – увеличились на 1,7 процента, по итогам мая 2024 г. прирост цен производителей сельскохозяйственной продукции составил 2,9 процента, в т.ч. в области животноводства – 3,6 процента, в области растениеводства снижение цен сократилось до 0,5 процента;
o промышленной продукции за 2023 год увеличились на 4,6 процента (декабрь 2023 г. к декабрю 2022 г.), в том числе производителей продукции производственно-технического назначения – на 5,5 процента, потребительских товаров – на 2,5 процента, по итогам мая 2024 г. годовой прирост цен ускорился соответственно до 6,6 процента, 7,1 процента, 4,7 процента.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе – апреле т.г. увеличились на 9,8 процента к аналогичному периоду 2023 года, розничный товарооборот – на 12,2 процента.
Средняя процентная ставка по новым кредитам, предоставленным физическим лицам[2], уменьшилась с 10,57 процента годовых в среднем за май 2023 г. до 9,99 процента годовых в мае 2024 г.
Наибольшее влияние на годовую инфляцию традиционно обеспечивают цены на медикаменты (на фоне курсовых колебаний), табачные изделия (ввиду повышения ставок акцизов), плодоовощную и мясную продукцию (из-за изменения цен импорта и повышения цен отечественными производителями соответственно), тарифы на бытовые услуги (из-за увеличения себестоимости), а также тарифы на жилищно-коммунальные услуги, которые ежегодно повышаются в связи с необходимостью устранения ценовых диспропорций.
В мае по отношению к апрелю 2024 г. отмечается увеличение цен на:
1) мясо и мясопродукты (на 0,5 процента).
Наибольшими темпами за месяц увеличились в цене куры (цыплята, включая бройлеров) (на 1,3 процента), свинина бескостная (на 1,1 процента), говядина (кроме бескостного мяса) (на 0,8 процента), свинина (кроме бескостного мяса) (на 0,7 процента).
За май к апрелю т.г. прирост цен производителей составил:
o цыплят-бройлеров мясных и мясо-яичных пород – 3,2 процента, свиней живых – 0,1 процента;
o колбасы вареной первого сорта – 0,2 процента, говядины – 0,3 процента, колбасы полукопченой – 0,8 процента.
2) кофе (на 2,1 процента), кондитерские изделия (на 1,1 процента).
Среди кондитерских изделий наибольший прирост цен зафиксирован на какао-порошок (на 5,4 процента), конфеты глазированные шоколадной глазурью (на 2,4 процента), какао-напиток растворимый (на 2,3 процента), зефир, пастила (на 2,2 процента), вафли (на 1,5 процента) и шоколад (на 1,4 процента).
В России какао за отчетный месяц увеличился в цене на 0,6 процента, конфеты мягкие, глазированные шоколадом – на 1,4 процента, зефир, пастила – на 0,8 процента, шоколад – на 2,4 процента.
В мае 2024 г. годовой прирост цен на мировом рынке[3] составил:
o на кофе сорта робуста – 49,6 процента (в т.ч. в мае к апрелю т.г. впервые за шесть месяцев зафиксировано снижение цен: на 4,5 %), сорта арабика – на 4,8 процента («минус» 3,6 процента). Увеличение цен отмечается ввиду неурожая кофе сорта робуста во Вьетнаме – крупнейшем поставщике на мировом рынке, а также увеличения спроса кофе сорта арабика в Бразилии;
o на какао – 54,3 процента (в т.ч. в мае к апрелю т.г. впервые с сентября 2022 г. зафиксировано снижение цен: на 22,6 процента).
3) картофель (на 9,4 процента).
Увеличение цен на картофель характерно для мая: за прошедшие пять лет (с 2019 по 2023 год) прирост индекса цен на в среднем составляет 7,2 процента.
В России отмечается схожая тенденция: за май к апрелю картофель подорожал на 25,7 процента.
В сфере постоянно регулируемого ценообразования[4] в мае повышены цены на медикаменты на 0,7 процента за месяц, на водку – на 0,2 процента, на табачные изделия на 0,6 процента, а также на автомобильное топливо на 0,9 процента. Кроме того, в отчетном месяце повышены тарифы на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования на региональных линиях эконом класса на 2,7 процента и межрегиональных линиях в среднем на 3,5 процента.
Данные: расчет Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Текущие меры ценового регулирования и экономического воздействия на цены.
1) Действует система регулирования цен на товары практически всей потребительской корзины – как отечественные, так и импортные (постановление Правительства от 19 октября 2022 г. № 713).
Системой предусматривается:
для производителей – необходимость согласования отпускных цен с госорганами (организациями), облисполкомами и Минским горисполкомом;
для импортеров и торговли – установление предельных максимальных надбавок вне зависимости от количества участвующих посредников;
ограничение бартерных сделок (такие операции подлежат согласованию с государственными органами);
порядок по выплате бонусов и иных вознаграждений по продвижению товаров в торговле при поставке товаров вне зависимости от страны происхождения.
С разъяснениями о применении данного постановления, а также комментариями по вопросам его применения в формате «вопрос-ответ» можно ознакомиться на сайте МАРТ по ссылке: http://www.mart.gov.by/activity/tsenovaya-politika/primenenie-postanovleniya-soveta-ministrov-respubliki-belarus-ot-19-oktyabrya-2022-g-713-o-sisteme-r/.
2) Во II квартале 2024 г. сохраняется возможность получения социальной скидки на определенные группы социально значимых товаров пенсионерам, инвалидам, родителям (законным представителям), воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, многодетным семьям, малообеспеченным слоям населения в соответствии с законодательством.
Контрольная деятельность. За январь – май 2024 г. МАРТ в сфере контроля за ценообразованием:
o у 106 субъектов хозяйствования установлены факты несоблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования;
o направлено 65 предписаний об устранении нарушений;
o меры административной ответственности и профилактического характера применены в отношении 145 виновных лиц;
o штрафные санкции по рассмотренным административным делам составили более 1 млн. 346 тыс. рублей.
[1] постоянно регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги), не охваченные постановлением № 713
[2] по данным Национального банка Республики Беларусь; за исключением кредитов, предоставленных на льготных условиях по решениям Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, за счет средств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов.
[3] по оценке МАРТ на основании данных Всемирного банка
[4] постоянно регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги), не охваченные постановлением № 713
Возврат к списку