В первом полугодии 2020 года количество рассмотренных Министерством антимонопольного регулирования и торговли, местными исполнительными и распорядительными органами обращений потребителей, связанных с нарушением их прав, составило 5 157 обращений граждан (за первое полугодие 2019 г. – 5058). Отмечается рост общего количества рассмотренных обращений (на 2 %) за счет увеличения их поступления в МАРТ и исполкомы Гомельской, Гродненской и Могилевской областей. Наибольшее количество обращений рассмотрено Минским горисполкомом и администрациями районов г. Минска (39 % от общего количества рассмотренных), исполкомами Брестской области – 17 %, Могилевской – 12 %, Минской – 10 %, остальными – менее 9 %.
Структура обращений в области защиты прав потребителей на протяжении последних нескольких лет сохраняется: обращения по вопросам нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, в том числе торговли через интернет-магазины, составляют более 35 % от общего количества, по услугам – примерно 65 %.
В первом полугодии 2020 г. основными вопросами, с которыми наиболее часто обращались граждане, были:
Особенностью в первом полугодии 2020 г. можно назвать значительное количество обращений, связанных с:
Актуальными остаются обращения потребителей, связанные с приобретением товаров на сайтах в сети Интернет и через социальные сети, которые в силу действующего законодательства не являются интернет-магазинами. Так, потребители не обращают внимание на отсутствие на сайте информации о продавце, местах нахождения торговых объектов, в которых можно приобрести товар, либо гиперссылки на зарегистрированный в Торговом реестре Республики Беларусь интернет-магазин. В этих случаях отправителями товаров являются физические лица либо субъекты хозяйствования, расположенные за пределами Республики Беларусь.
В целях защиты нарушенных прав потребителей составлено 220 протоколов об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей и торговли, вынесено 102 предписания о прекращении нарушений прав потребителей. В целях предупреждения нарушений действующего законодательства субъектам хозяйствования направлялись рекомендации и предупреждения, проводилась разъяснительная работа.
По результатам рассмотрения обращений в досудебном порядке потребителям возмещено материального ущерба на сумму 305,2 тыс. рублей.
В целях широкого информирования граждан, повышения потребительской грамотности по вопросам защиты прав потребителей МАРТ во втором квартале 2020 г. на официальном сайте МАРТ в разделе «Деятельность / Защита прав потребителей» размещены информационные материалы для потребителей:
Информирование о правах потребителей осуществлялось МАРТ в средствах массовой информации: программа «Белорусское времечко» на телеканале «Беларусь-1», программа «Утро» на ОНТ, комментарии на СТВ, информационное агентство «Спутник», газеты «Звязда», «Народная газета».
Возврат к списку