×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

НА ЧТО ЖАЛОВАЛИСЬ ПОТРЕБИТЕЛИ? МАРТ ПРОАНАЛИЗИРОВАЛО ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ ТЕКУЩЕГО ГОДА

21.09.2020

В первом полугодии 2020 года количество рассмотренных Министерством антимонопольного регулирования и торговли, местными исполнительными и распорядительными органами обращений потребителей, связанных с нарушением их прав, составило 5 157 обращений граждан (за первое полугодие 2019 г. – 5058). Отмечается рост общего количества рассмотренных обращений (на 2 %) за счет увеличения их поступления в МАРТ и исполкомы Гомельской, Гродненской и Могилевской областей. Наибольшее количество обращений рассмотрено Минским горисполкомом и администрациями районов г. Минска (39 % от общего количества рассмотренных), исполкомами Брестской области – 17 %, Могилевской – 12 %, Минской – 10 %, остальными – менее 9 %.

Структура обращений в области защиты прав потребителей на протяжении последних нескольких лет сохраняется: обращения по вопросам нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, в том числе торговли через интернет-магазины, составляют более 35 % от общего количества, по услугам – примерно 65 %.

структура_ЗПП_1-2_2020.png

В первом полугодии 2020 г. основными вопросами, с которыми наиболее часто обращались граждане, были:

  • приобретение товаров ненадлежащего качества;
  • предоставление ненадлежащей (недостоверной) информации о товарах (в том числе на сайтах интернет-магазинов);
  • невозможность возврата товаров, приобретенных во время проведения презентаций;
  • повышение интернет-продавцами цены на товар уже после подтверждения заказа на покупку и отказа от доставки его потребителям на условиях, размещенных на сайте интернет-магазина (по цене, указанной на сайте);
  • нарушение продавцами интернет-магазинов срока возврата денежных средств, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, за товар надлежащего и ненадлежащего качества;
  • навязыванием потребителям расширенной гарантии при приобретении технически сложных товаров.
     

Особенностью в первом полугодии 2020 г. можно назвать значительное количество обращений, связанных с:

  • односторонним отказом потребителей от туристических путешествий (в том числе отказы потребителей от зарубежных транспортных, гостиничных и иных сопутствующих услуг) в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID 2019 и невозможностью исполнения договоров туристических услуг, заключенных с потребителями, по причине закрытия границ;
  • возвратом стоимости входных билетов на культурно-зрелищные мероприятия, абонементов в бассейн, фитнесс-клубы по статье 38-1 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей»;
  • непредоставлением потребителям права выбора формы оплаты (наличная, безналичная) за заказанные в интернет-магазине товары.
     

Актуальными остаются обращения потребителей, связанные с приобретением товаров на сайтах в сети Интернет и через социальные сети, которые в силу действующего законодательства не являются интернет-магазинами. Так, потребители не обращают внимание на отсутствие на сайте информации о продавце, местах нахождения торговых объектов, в которых можно приобрести товар, либо гиперссылки на зарегистрированный в Торговом реестре Республики Беларусь интернет-магазин. В этих случаях отправителями товаров являются физические лица либо субъекты хозяйствования, расположенные за пределами Республики Беларусь.

В целях защиты нарушенных прав потребителей составлено 220 протоколов об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей и торговли, вынесено 102 предписания о прекращении нарушений прав потребителей. В целях предупреждения нарушений действующего законодательства субъектам хозяйствования направлялись рекомендации и предупреждения, проводилась разъяснительная работа.

По результатам рассмотрения обращений в досудебном порядке потребителям возмещено материального ущерба на сумму 305,2 тыс. рублей.

В целях широкого информирования граждан, повышения потребительской грамотности по вопросам защиты прав потребителей МАРТ во втором квартале 2020 г. на официальном сайте МАРТ в разделе «Деятельность / Защита прав потребителей» размещены информационные материалы для потребителей:

 

Информирование о правах потребителей осуществлялось МАРТ в средствах массовой информации: программа «Белорусское времечко» на телеканале «Беларусь-1», программа «Утро» на ОНТ, комментарии на СТВ, информационное агентство «Спутник», газеты «Звязда», «Народная газета».

Возврат к списку