×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

На что жаловались потребители? Анализ обращений граждан за 9 месяцев 2021 года

12.11.2021

В за 9 месяцев 2021 года Министерством антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ), местными исполнительными и распорядительными органами (далее – исполкомы) продолжена работа в области защиты прав потребителей по следующим основным направлениям: рассмотрение обращений потребителей на ненадлежащее качество товаров и услуг; разъяснение законодательства и информирование граждан об их потребительских правах с целью повышения потребительской грамотности и оказания юридической помощи по вопросам защиты прав потребителей, досудебная и судебная защита потребительских прав, превентивная работа с субъектами хозяйствования с целью предотвращения и прекращения нарушений законодательства.

За указанный период МАРТ и исполкомами рассмотрено 7 875 обращений граждан, связанных с нарушением прав потребителей, что на 8 % больше, чем за аналогичный период 2020 года (9 месяцев 2020 года – 7 272 обращений). Отмечается увеличение количества обращений, поступивших в исполкомы Гомельской, Минской, Могилевской областей, администрации районов г. Минска и Минский горисполком. Наибольшее количество обращений рассмотрено Минским горисполкомом и администрациями районов г. Минска (38 % от общего количества рассмотренных), исполкомами Могилевской области – 15 %, Брестской – 13 %, Минской – 10 %, остальными – менее 9 %.

 


За 9 месяцев 2021 года по вопросам, связанным с продажей товаров поступило 38 % от общего количества обращений; 20 % обращений касалось вопросов защиты прав потребителей в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг; 8 % – бытового обслуживания населения и услуг сервисных центров; 24 % – услуг перевозчиков автомобильным транспортом, медицинских, транспортных, туристических, услуг связи и других; 2 % – услуг общественного питания, 8 % – иных вопросов.

По результатам рассмотрения письменных и электронных обращений потребителям возмещено материального ущерба в досудебном порядке на сумму 572,4 тыс. рублей; по неразрешенным в досудебном порядке вопросам исполкомами было подано 98 исков в суд о защите прав потребителей.

В целях защиты нарушенных прав потребителей составлено 249 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 183 предписания о прекращении нарушений прав потребителей. В целях предупреждения нарушений потребительских прав изготовителям, продавцам, исполнителям услуг направлялись рекомендации и предупреждения, проводилась разъяснительная работа.

Анализ обращений граждан по защите прав потребителей свидетельствует о том, что за 9 месяцев 2021 года в МАРТ и исполкомы наиболее часто граждане обращались по вопросам, связанным с:

  • приобретением непродовольственных товаров (мобильных телефонов, бытовой техники, мебели и др.) ненадлежащего качества и (или) невозможностью их возврата;

  • невозможностью возврата товаров надлежащего качества, приобретенных во время проведения презентаций, рекламных акций;

  • нарушением продавцами интернет-магазинов установленных законодательством сроков возврата денежных средств за товар надлежащего или ненадлежащего качества;

  • нарушением сроков передачи предварительно оплаченного товара;

  • предоставлением недостоверной информации о товарах, работах, услугах, в том числе на сайтах интернет-магазинов;

  • приобретением товаров в социальных сетях и в мессенджерах;

  • качеством установки дверей и окон, изготовления мебели и нарушением сроков исполнения договорных обязательств, устранением недостатков оказанной услуги (выполненной работы).

Информирование потребителей по вопросам защиты прав потребителей осуществлялось в средствах массовой информации, через официальный сайт МАРТ, телеграм-канал «МАРТ о правах потребителей» (в настоящее время число подписчиков составляет почти 700 человек). Представители МАРТ принимали участие в телепрограммах «Белорусское времечко», «Наше утро», а также в:

  • в пресс-конференции с докладом: «Интернет-торговля в Беларуси: современные подходы в организации продаж и гарантия защиты прав потребителей», проводившейся в Доме прессы;

  • в проведении «горячей линии» по актуальны

м вопросам защиты прав потребителей, проводившейся в редакции «Сельская газета».

В целях повышения правовой грамотности потребителей проводятся ежедневные консультации потребителей по телефону, в ходе которых специалистами отдела по защите прав потребителей МАРТ гражданам разъясняются их потребительские права, порядок досудебного урегулирования споров с продавцами (изготовителями, исполнителями услуг).

Возврат к списку