МАРТ проанализированы основания отказов в государственной регистрации рекламных игр, выданные организаторам рекламных игр в 2020 году.
Справочно:
Требования к содержанию правил проведения рекламных игр (далее – правила) установлены пунктом 7 Положения о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30 января 2003 г. № 51 (далее – Положение).
Основаниями для отказов в государственной регистрации рекламных игр послужили следующие типичные нарушения.
указание в правилах двух разных наименований рекламных игр; использование в наименованиях рекламных игр слов «рекламная акция», «подарок», «дарит», «получи», «получишь» и т.п.
Согласно:
пункту 2 статьи 23 Закона Республики Беларусь «О рекламе» (далее – Закон) реклама рекламной игры должна содержать наименование рекламной игры; пункту 1 статьи 26 Закона недобросовестной является реклама, содержащая ложные и иные недостоверные сведения о товаре (работе, услуге), виде деятельности рекламодателя, распространение которых может привести к нарушению или нарушает права и охраняемые законом интересы организации или гражданина.
Реклама рекламной игры, содержащая указанные слова, будет иметь признаки недобросовестной рекламы, так как:
рекламная игра не являеться рекламной акцией; при проведении рекламной игры победители получают призы; для участия в рекламной игре необходимо приобрести стимулируемые к реализации товары (работы, услуги), в то время как согласно гражданскому законодательству дарение подразумевает безвозмездную передачу; призы в рекламной игре получают не все ее участники, а только те, которые определяются путем розыгрыша (т.е. призы вручат не всем участникам игры).
В соответствии со статьей 2 Закона недобросовестная реклама и реклама при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства, является ненадлежащей и в силу пункта 5 статьи 26 Закона не допускается.
отсутствие в правилах информации о месте, в котором нужно приобрести стимулируемые к реализации рекламной игрой товары (например, в правилах указывается, что территория проведения рекламной игры г. Гомель, однако, согласно правилам, пробрести товар для участия в рекламной игре можно только в одном торговом объекте города). В правилах должна быть отражена достоверная информация о месте приобретения стимулируемого к реализации рекламной игрой товара (например, если товар можно приобрести только в одном конкретном торговом объекте, то в качестве территории проведения рекламной игры указывается наименование этого объекта и его адрес; если товар можно приобрести в любом торговом объекте сети, то в качестве территории проведения рекламной игры указывается «магазины торговой сети «N» на территории Республики Беларусь»;если товар можно приобрети в любом торговом объекте Республики Беларусь, то тогда территорией проведения рекламной игры будет являться Республика Беларусь).
указание в правилах сроком окончания рекламной игры даты проведения розыгрыша (например, если розыгрыш проходит 01.10.2020, призы выдаются до 30.10.2020, а результаты публикуются до 10.10.2020, то сроком окончания рекламной игры будет 30.10.2020);
указание в правилах сроком окончания рекламной игры срока опубликования результатов рекламной игры, который находится за пределами срока окончания рекламной игры (например, если призы выдаются до 14.10.2020, а результаты публикуются до 01.10.2020, то сроком окончания рекламной игры будет 14.10.2020).
включение в состав комиссии только работников организатора рекламной игры.
Однако согласно пункту 8 Положения хотя бы один член комиссии не должен состоять в трудовых отношениях с организатором.
указание в правилах неполной информации о товарах, в целях стимулирования реализации которых проводится рекламная игра.
Например, для участия в рекламной игре необходимо приобрести конкретный товар и любые товары в определенном торговом объекте на определенную сумму с обязательным приобретением конкретного товара.
В Положении отсутствуют такие понятия, как основные или дополнительные условия участия в рекламной игре. Положением предусмотрены условия, при соблюдении которых физическое лицо становится участником рекламной игры.
В рассматриваемом случае для участия в рекламной игре необходимо:
При этом оба условия являются обязательными для того, чтобы физическое лицо стало участником рекламной игры. Невыполнение хотя бы одного условия означает, что физическое лицо в целом не выполнило условия участия в рекламной игре и не может стать ее участником.
В приведенном примере товарами, в целях стимулирования реализации которых проводится рекламная игра, являются как конкретные товары (так называемые игровые товары), так и иные (любые) товары, реализуемые в торговом объекте, так как одним из условий участия в рекламной игре является приобретение товаров на определенную сумму, т.е. рекламной игрой стимулируется не только приобретение конкретного товара, но и любого товара в этой торговой организации.
Учитывая изложенное, в правилах проведения рекламной игры в рассматриваемой ситуации в пункте о наименовании товара или их групп, в целях стимулирования реализации которых проводится рекламная игра, необходимо указывать, что рекламная игра проводится в целях стимулирования реализации товаров в торговом объекте, а также перечислять наименования конкретных товаров, приобретение которых является обязательным для участия в рекламной игре (так называемых игровых товаров).
правилами рекламной игры не предусматривалось получение согласия участника рекламной игра для участия в ней.
Однако согласно требованиям абзаца седьмого пункта 2 Положения, согласно которому участник рекламной игры – это физическое лицо, заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, отвечающее требованиям правил проведения рекламной игры и выразившее желание принять участие в рекламной игре на условиях, предусмотренных в правилах проведения рекламной игры.
неправильное указание в правилах наименований призов, их суммы (данная информация берется из товарно-транспортных накладных, договоров на приобретение товаров (работ, услуг) и т.п.), а также общей суммы призового фонда;
неправильное указание в правилах источника формирования призового фонда рекламной игры.
Например: если призовой фонд состоит из товаров, которые приобрел организатор, а также из денежных средств организатора, то призовой фонд сформирован за счет имущества и денежных средств организатора; если заинтересованное лицо передает организатору товары, то указывается, что призовой фонд сформирован за счет имущества заинтересованного лица; если заинтересованное лицо перечисляет организатору денежные средства на покупку товаров, то призовой фонд сформирован за счет денежных средств заинтересованного лица;
формирование призового фонда сертификатами на разовую покупку товаров (т.е. при отсутствии возможности в последующем использовать этот сертификат для приобретения товаров на неиспользованную сумму).
Согласно требованиям пункта 6 Положения о порядке и условиях реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) по подарочному сертификату или иному подобному документу, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 935 «О некоторых мерах по защите прав потребителей», если общая стоимость товаров (работ, услуг), получаемых потребителем по подарочному сертификату, в котором наименование товаров (работ, услуг) не указано, окажется меньше номинальной цены подарочного сертификата, продавец (исполнитель) обязан обеспечить потребителю возможность получения товаров (работ, услуг) на оставшуюся сумму в течение срока действия подарочного сертификата.
отсутствие в правилах информации о времени проведения розыгрыша;
неуказание в правилах последовательности розыгрыша призов.
Например: в случае если призовой фонд разыгрывается в последовательности, указанной в таблице призового фонда, то в правилах можно указать, что призовой фонд, разыгрывается в последовательности, указанной в таблице № 1 пункта 5 правил); в случае если есть определенная последовательность розыгрыша призов, то в правилах следует указать, что сначала разыгрывается приз № 2, а затем призы № 1, 3 и 4).
неуказание в правилах сроков уведомлений победителей (например, во избежание такой ошибки в правилах можно указать, что победители уведомляются о выигрыше до определенной даты (если розыгрыш один) или в течение 2-х дней со дня проведения розыгрыша (если розыгрышей несколько) письмом по адресу, указанному победителем при регистрации на сайте игры);
указание в правилах сроков уведомления резервных победителей, которые наступают раньше срока выдачи призов основным победителям.
неуказание в правилах срока выдачи выигрышей (например, срока зачисления организатором рекламной игры денежных призов на карточки победителей).
указание в правилах срока опубликования результатов проведения рекламной игры до момента выдачи призов основным победителям при наличии резервных победителей (например, срок получения приза для основного победителя до 25.11.2020; вместе с тем правилами предусмотрен резервный победитель, который станет победителем в случае, если основной победитель не получит приз до 29.11.2020. Таким образом, публикация результатов рекламной игры в печатном СМИ от 25.11.2020 может содержать недостоверные сведения о победителе, если право на получение приза перейдет резервному победителю. В данном случае дата должна быть не ранее чем 30.11.2020).
ВАЖНО!
Кроме того, часто в правилах: нет единой терминологии (например, торговый объект и магазин, чек и кассовый чек, уникальный код и код), что создает для участников рекламной игры неясность или непонимание; содержатся ссылки не на те пункты правил; имеются грамматические и синтаксические ошибки; содержится информация о том, что, совершая действия для участия в рекламной игре, участник дает согласие на получение рекламно-информационных сообщений не только от организатора рекламной игры, но и от третьих лиц, т.е. лицо, планирующее участие в рекламной игре, фактически понуждается к согласию на получение рекламной рассылки, не связанной с рекламной игрой. МАРТ рекомендует не включать такое условие в правила проведения рекламной игры, поскольку, как свидетельствует практика рассмотрения обращений граждан, такая рассылка вызывает негативное отношение к рекламе в целом.
РАЗДЕЛ БУДЕТ ДОПОЛНЯТЬСЯ