×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

МАРТ проанализированы основания отказов в государственной регистрации рекламных игр, выданные организаторам рекламных игр в 2020 году.

Справочно:

Требования к содержанию правил проведения рекламных игр (далее – правила) установлены пунктом 7 Положения о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30 января 2003 г. № 51 (далее – Положение).

Основаниями для отказов в государственной регистрации рекламных игр послужили следующие типичные нарушения.

  •  «Наименование рекламной игры»:

указание в правилах двух разных наименований рекламных игр;
использование в наименованиях рекламных игр слов «рекламная акция», «подарок», «дарит», «получи», «получишь» и т.п.

Справочно:

Согласно:

пункту 2 статьи 23 Закона Республики Беларусь «О рекламе» (далее – Закон) реклама рекламной игры должна содержать наименование рекламной игры;
пункту 1 статьи 26 Закона недобросовестной является реклама, содержащая ложные и иные недостоверные сведения о товаре (работе, услуге), виде деятельности рекламодателя, распространение которых может привести к нарушению или нарушает права и охраняемые законом интересы организации или гражданина.

Реклама рекламной игры, содержащая указанные слова, будет иметь признаки недобросовестной рекламы, так как:

рекламная игра не являеться рекламной акцией;
при проведении рекламной игры победители получают призы;
для участия в рекламной игре необходимо приобрести стимулируемые к реализации товары (работы, услуги), в то время как согласно гражданскому законодательству дарение подразумевает безвозмездную передачу;
призы в рекламной игре получают не все ее участники, а только те, которые определяются путем розыгрыша (т.е. призы вручат не всем участникам игры).

В соответствии со статьей 2 Закона недобросовестная реклама и реклама при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства, является ненадлежащей и в силу пункта 5 статьи 26 Закона не допускается.

  • «Территория проведения рекламной игры»:

отсутствие в правилах информации о месте, в котором нужно приобрести стимулируемые к реализации рекламной игрой товары (например, в правилах указывается, что территория проведения рекламной игры г. Гомель, однако, согласно правилам, пробрести товар для участия в рекламной игре можно только в одном торговом объекте города). В правилах должна быть отражена достоверная информация о месте приобретения стимулируемого к реализации рекламной игрой товара (например, если товар можно приобрести только в одном конкретном торговом объекте, то в качестве территории проведения рекламной игры указывается наименование этого объекта и его адрес; если товар можно приобрести в любом торговом объекте сети, то в качестве территории проведения рекламной игры указывается «магазины торговой сети «N» на территории Республики Беларусь»;если товар можно приобрети в любом торговом объекте Республики Беларусь, то тогда территорией проведения рекламной игры будет являться Республика Беларусь).

  • «Срок начала и окончания рекламной игры, включая срок выдачи выигрышей и опубликования результатов проведения рекламной игры»:

указание в правилах сроком окончания рекламной игры даты проведения розыгрыша (например, если розыгрыш проходит 01.10.2020, призы выдаются до 30.10.2020, а результаты публикуются до 10.10.2020, то сроком окончания рекламной игры будет 30.10.2020);

указание в правилах сроком окончания рекламной игры срока опубликования результатов рекламной игры, который находится за пределами срока окончания рекламной игры (например, если призы выдаются до 14.10.2020, а результаты публикуются до 01.10.2020, то сроком окончания рекламной игры будет 14.10.2020).

  • «Состав комиссии по проведению рекламной игры (далее – комиссия) с указанием фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), места работы и должности членов комиссии»:

включение в состав комиссии только работников организатора рекламной игры.

Однако согласно пункту 8 Положения хотя бы один член комиссии не должен состоять в трудовых отношениях с организатором.

  •  «Наименование товаров (работ, услуг) или их групп, в целях стимулирования реализации которых проводится рекламная игра»:

указание в правилах неполной информации о товарах, в целях стимулирования реализации которых проводится рекламная игра.

Например, для участия в рекламной игре необходимо приобрести конкретный товар и любые товары в определенном торговом объекте на определенную сумму с обязательным приобретением конкретного товара.

В Положении отсутствуют такие понятия, как основные или дополнительные условия участия в рекламной игре. Положением предусмотрены условия, при соблюдении которых физическое лицо становится участником рекламной игры.

В рассматриваемом случае для участия в рекламной игре необходимо:

  • приобрести конкретный товар;
  • приобрести в торговом объекте любые товары на определенную сумму.

При этом оба условия являются обязательными для того, чтобы физическое лицо стало участником рекламной игры. Невыполнение хотя бы одного условия означает, что физическое лицо в целом не выполнило условия участия в рекламной игре и не может стать ее участником.

В приведенном примере товарами, в целях стимулирования реализации которых проводится рекламная игра, являются как конкретные товары (так называемые игровые товары), так и иные (любые) товары, реализуемые в торговом объекте,  так как одним из условий участия в рекламной игре является приобретение товаров на определенную сумму, т.е. рекламной игрой стимулируется не только приобретение конкретного товара, но и любого товара в этой торговой организации.

Учитывая изложенное, в правилах проведения рекламной игры в рассматриваемой ситуации в пункте о наименовании товара или их групп, в целях стимулирования реализации которых проводится рекламная игра, необходимо указывать, что рекламная игра проводится в целях стимулирования реализации товаров в торговом объекте, а также перечислять наименования конкретных товаров, приобретение которых является обязательным для участия в рекламной игре (так называемых игровых товаров).

  • «Условия, при соблюдении которых физическое лицо становится участником рекламной игры»:

правилами рекламной игры не предусматривалось получение согласия участника рекламной игра для участия в ней.

Однако согласно требованиям абзаца седьмого пункта 2 Положения, согласно которому участник рекламной игры – это физическое лицо, заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, отвечающее требованиям правил проведения рекламной игры и выразившее желание принять участие в рекламной игре на условиях, предусмотренных в правилах проведения рекламной игры.

  • «Состав и размер призового фонда (в белорусских рублях) и источники его формирования»:

неправильное указание в правилах наименований призов, их суммы (данная информация берется из товарно-транспортных накладных, договоров на приобретение товаров (работ, услуг) и т.п.), а также общей суммы призового фонда;

неправильное указание в правилах источника формирования призового фонда рекламной игры.

Например:
если призовой фонд состоит из товаров, которые приобрел организатор, а также из денежных средств организатора, то призовой фонд сформирован за счет имущества и денежных средств организатора;
если заинтересованное лицо передает организатору товары, то указывается, что призовой фонд сформирован за счет имущества заинтересованного лица;
если заинтересованное лицо перечисляет организатору денежные средства на покупку товаров, то призовой фонд сформирован за счет денежных средств заинтересованного лица;

формирование призового фонда сертификатами на разовую покупку товаров (т.е. при отсутствии возможности в последующем использовать этот сертификат для приобретения товаров на неиспользованную сумму).

Справочно:

Согласно требованиям пункта 6 Положения о порядке и условиях реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) по подарочному сертификату или иному подобному документу, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 935 «О некоторых мерах по защите прав потребителей», если общая стоимость товаров (работ, услуг), получаемых потребителем по подарочному сертификату, в котором наименование товаров (работ, услуг) не указано, окажется меньше номинальной цены подарочного сертификата, продавец (исполнитель) обязан обеспечить потребителю возможность получения товаров (работ, услуг) на оставшуюся сумму в течение срока действия подарочного сертификата.

  • «Место, дату, время и порядок проведения розыгрыша призового фонда, в том числе порядок определения победителей»:

отсутствие в правилах информации о времени проведения розыгрыша;

неуказание в правилах последовательности розыгрыша призов.

Например:
в случае если призовой фонд разыгрывается в последовательности, указанной в таблице призового фонда, то в правилах можно указать, что призовой фонд, разыгрывается в последовательности, указанной в таблице № 1 пункта 5 правил);
в случае если есть определенная последовательность розыгрыша призов, то в правилах следует указать, что сначала разыгрывается приз № 2, а затем призы № 1, 3 и 4).

  • «Срок и способ информирования победителей»:

неуказание в правилах сроков уведомлений победителей (например, во избежание такой ошибки в правилах можно указать, что победители уведомляются о выигрыше до определенной даты (если розыгрыш один) или в течение 2-х дней со дня проведения розыгрыша (если розыгрышей несколько) письмом по адресу, указанному победителем при регистрации на сайте игры);

указание в правилах сроков уведомления резервных победителей, которые наступают раньше срока выдачи призов основным победителям.

  • «Место, порядок и срок выдачи выигрышей»:

неуказание в правилах срока выдачи выигрышей (например, срока зачисления организатором рекламной игры денежных призов на карточки победителей).

  • «Название печатного средства массовой информации, в котором будут опубликованы результаты проведения рекламной игры, а также сроки их опубликования»:

указание в правилах срока опубликования результатов проведения рекламной игры до момента выдачи призов основным победителям при наличии резервных победителей (например, срок получения приза для основного победителя до 25.11.2020; вместе с тем правилами предусмотрен резервный победитель, который станет победителем в случае, если основной победитель не получит приз до 29.11.2020. Таким образом, публикация результатов рекламной игры в печатном СМИ от 25.11.2020 может содержать недостоверные сведения о победителе, если право на получение приза перейдет резервному победителю. В данном случае дата должна быть не ранее чем 30.11.2020).

ВАЖНО!

Кроме того, часто в правилах:
нет единой терминологии (например, торговый объект и магазин, чек и кассовый чек, уникальный код и код), что создает для участников рекламной игры неясность или непонимание;
содержатся ссылки не на те пункты правил;
имеются грамматические и синтаксические ошибки;
содержится информация о том, что, совершая действия для участия в рекламной игре, участник дает согласие на получение рекламно-информационных сообщений не только от организатора рекламной игры, но и от третьих лиц, т.е. лицо, планирующее участие в рекламной игре, фактически понуждается к согласию на получение рекламной рассылки, не связанной с рекламной игрой. МАРТ рекомендует не включать такое условие в правила проведения рекламной игры, поскольку, как свидетельствует практика рассмотрения обращений граждан, такая рассылка вызывает негативное отношение к рекламе в целом.

 

РАЗДЕЛ БУДЕТ ДОПОЛНЯТЬСЯ