×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Вопрос:

Является ли информация об оказываемых самозанятым услугах с его контактными номерами телефонов рекламой? Может ли ремесленник распространять такую информацию самозанятого путем ее вложения в упаковку своего товара?

Ответ:

В соответствии с абзацами седьмым, десятым, одиннадцатым и тринадцатым статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе):

реклама – информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке;

объектом рекламирования является продукция, товар, работа или услуга (далее – товар), организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера;

рекламодатель – организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются, либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь;

рекламная деятельностьдеятельность организации или гражданина по выполнению работ по проектированию, производству рекламы и (или) оказанию услуг по ее размещению (распространению).

Информация об оказываемых услугах, содержащая контактный телефон самозанятого, является рекламой.

Согласно частям второй и третьей пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК):

предпринимательская деятельность далее – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления;

ремесленная деятельность – это деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, в том числе электрического, осуществляемая самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан.

Рекламная деятельность относится к предпринимательской деятельности.

В силу абзацев второго, десятого и двадцать четвертого части четвертой пункта 1 статьи 1 ГК ремесленная деятельность и осуществляемые физическими лицами самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам (самозанятые) виды деятельности (в том числе фотосъемка), не относятся к предпринимательской деятельности.

Закон о рекламе не содержит запрета на размещение (распространение) самозанятыми самостоятельно либо по договору на оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, заключенному с субъектами хозяйствования (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями) рекламы собственных услуг.

Учитывая то, что ремесленная деятельность не относится к предпринимательской, а рекламная деятельность является предпринимательской деятельностью, ремесленник не может оказывать услуги по размещению (распространению) рекламы (в том числе рекламы услуг, оказываемых самозанятым).

Материал подготовлен 27.01.2023