×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Вопрос:

Необходимо ли рекламодателю уплачивать сбор за размещение (распространение) рекламы о себе и реализуемых и (или) производимых своих товарах в своем аккаунте в социальной сети?

Ответ:

Нет.

Согласно абзацам седьмому, десятому, тринадцатому и пятнадцатому статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее – Закон):

объект рекламирования – продукция, товар, работа или услуга (далее, если не указано иное, – товар), организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера;

реклама – информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке;

рекламодатель – организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются, либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь;

рекламораспространитель – организация или гражданин, осуществляющие размещение (распространение) рекламы в любой форме с помощью любых средств.

На основании пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее –Указ № 131) вводится сбор за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор).

Согласно части первой подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 131 плательщиками сбора признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями, за исключением лиц, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 Указа № 131.

Справочно:

         В силу Указа № 131 физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не признаются плательщиками сбора.

Объектом обложения сбором признается размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, если реклама, размещаемая (распространяемая) в аккаунте социальной сети, направлена на пользователей, находящихся на территории Республики Беларусь.

Частью первой подпункта 2.5 пункта 2 Указа № 131 установлено, что базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость. Согласно части второй подпункта 2.5 пункта 2 Указа № 131 договор, предусматривающий оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы.

В силу статьи 291 Закона к отношениям сторон по договору о размещении (распространении) рекламы, за исключением отношений сторон по договору, предусматривающему размещение (распространение) рекламы на безвозмездной основе, применяются правила о договоре возмездного оказания услуг, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Учитывая приведенные нормы, при размещении (распространении) рекламодателем рекламы о себе и своих товарах (работах, услугах) в своем аккаунте в социальной сети на основании пользовательского соглашения с владельцем социальной сети, которое не предусматривает оплату, полагаем, в данной ситуации отсутствует объект обложения сбором и, следовательно, сбор не уплачивается.

Материал подготовлен 04.05.2022.