×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Вопрос:

Является ли объектом обложения сбором размещение на информационных ресурсах в сети Интернет (маркетплейсах, агрегаторах, сервисах, платформах и т.п.), обеспечивающих возможность заказа и доставки еды (далее – информационный ресурс по доставке еды) информации, рекламы о продукции общественного питания, реализуемой объектом общественного питания (далее – товары), услугах, связанных с осуществлением общественного питания (далее – услуги), а также продавце?

Ответ:

При реализации потребителю товаров и услуг по их описаниям на информационных ресурсах по доставке еды в силу статей 7 и 8 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» должна быть предоставлена обязательная информация (о продавцах, о наименовании товаров и услуг, их основных потребительских свойствах, цене и условиях приобретения, условиях и способах оплаты, способах и сроках доставки товаров, цене и условиях оплаты доставки товаров и пр.). Определенная часть обязательной информации, обозначенная в указанных нормах, должна размещаться на информационных ресурсах по доставке еды, остальная часть обязательной информации может размещаться как на этих ресурсах, так и предоставляться потребителю при доставке товара.

В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 1 и абзацем десятым статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее – Закон № 225-З):

действие Закона № 225-З не распространяется на отношения, возникающие в процессе производства и (или) размещения (распространения) информации, обязанность по производству и (или) размещению (распространению) которой возложена на организации или граждан законодательством, если иное не предусмотрено
Законом №225-З или иными законодательными актами (т.е. на отношения по производству и (или) размещению (распространению) обязательной информации);

реклама – информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

Таким образом, размещаемая (распространяемая) на информационных ресурсах по доставке еды обязательная в соответствии с законодательством информация не является рекламой.

В то же время размещение (распространение) на этих ресурсах дополнительной информации о товарах, услугах, продавцах, не предусмотренной к обязательному размещению (распространению) законодательством, является рекламой. К примеру, размещаемая (распространяемая) на информационном ресурсе по доставке еды информация о рекламных акциях или иных рекламных мероприятиях является рекламой этих рекламных мероприятий.

В силу подпунктов 2.3 и 2.5 пункта 2 Указа № 131 объектом обложения сбором за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор) является размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет, осуществляемое на основании договора, предусматривающего оказание рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы.

В связи с изложенным:

размещение (распространение) на информационном ресурсе по доставке еды обязательной в соответствии с законодательством информации о товарах, услугах, продавцах не является объектом обложения сбором, т.к. данная информация не является рекламой;

размещение (распространение) на информационном ресурсе по доставке еды дополнительной информации о товарах, услугах, продавцах, не предусмотренной к обязательному размещению (распространению) законодательством, осуществляемое на основании договора между продавцом (рекламодателем) и владельцем информационного ресурса (рекламораспространителем), подлежит обложению сбором;

оказание владельцем информационного ресурса (рекламораспространителем) продавцу (рекламодателю) иных дополнительных рекламных услуг в рамках реализации предусмотренных договорными отношениями программ подлежит обложению сбором.

В силу части первой подпункта 2.1 и подпункта 2.5 пункта 2 Указа № 131 рекламодатель (юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, за исключением лиц, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 Указа № 131) является плательщиком сбора, а базой для исчисления сбора – стоимость фактически оказанных ему по договору услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость.

Согласно части второй подпункта 2.5 пункта 2 Указа № 131 в договоре, предусматривающем оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, должна содержаться стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы.

В случае, если стоимость невозможно определить на момент заключения договора, допускается ее указание в документе, являющемся неотъемлемой частью договора (например, в акте выполненных работ, оказанных услуг или счет-протоколе).

Материал подготововлен 23.08.2022».