×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Вопрос:

Подлежит ли уплате сбор за размещение (распространение) рекламы по договору на размещение средства наружной рекламы? Является ли плата за использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях, уплачиваемая по данному договору, базой для исчисления сбора?

Ответ:

Согласно:

части первой подпункта 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее – Указ № 131) плательщиками сбора за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор) признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями, за исключением лиц, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 Указа № 131;

подпункту 2.3 пункта 2 Указа № 131 объектом обложения сбором признается размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет;

частям первой и второй подпункта 2.5 пункта 2 Указа № 131 базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость. Договор, предусматривающий оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы.

Для целей применения Указа № 131 в области наружной рекламы следует отличать размещение средства наружной рекламы от размещения (распространения) рекламы на этом средстве.

Относительно размещения средства наружной рекламы.

В силу части первой пункта 1 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» размещение средства наружной рекламы осуществляется рекламораспространителем на основании разрешения на размещение средства наружной рекламы (далее – разрешение), кроме средств наружной рекламы, перечень которых установлен в приложении 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 7 июля 2021 г. № 395 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рекламы» (далее – постановление № 395).

В силу части первой пункта 12 Положения о порядке выдачи, продления действия, переоформления и прекращения действия разрешения на размещение средства наружной рекламы, утвержденного постановлением № 395:

при осуществлении административной процедуры по выдаче разрешения заключается договор на размещение средства наружной рекламы;

сторонами данного договора являются рекламораспространитель, местный исполнительный и распорядительный орган или администрация индустриального парка «Великий камень» (далее – администрация парка), собственник имущества (уполномоченное лицо);

предметом данного договора является:

предоставление местным исполнительным и распорядительным органом или администрацией парка рекламораспространителю права на использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях;

оказание собственником имущества (уполномоченным лицом) рекламораспространителю содействия в размещении (распространении) наружной рекламы путем предоставления имущества во временное пользование для размещения средства наружной рекламы.

При размещении средства наружной рекламы, предусмотренного в приложении 2 к постановлению № 395, договорные отношения между рекламораспространителем и собственником имущества (уполномоченным лицом) регулируются гражданским законодательством.

Таким образом, размещение средства наружной рекламы не является объектом обложения сбором, а стоимость договора на размещение средства наружной рекламы или иного гражданско-правового договора, предметом которого является размещение средства наружной рекламы, не является базой для исчисления сбора.

Относительно размещения (распространения) рекламы на средстве наружной рекламы.

Размещение (распространение) рекламы на средстве наружной рекламы на основании соответствующего договора, заключенного между рекламодателем и рекламораспространителем либо рекламодателем (иностранным рекламодателем) и рекламным агентством, является объектом обложения сбором.

Размещение (распространение) рекламораспространителем собственной рекламы на принадлежащем ему средстве наружной рекламы не является объектом обложения сбором (ввиду отсутствия факта оказания услуг по размещению (распространению) рекламы).

Материал подготовлен 27.04.2022