×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Вопрос:

Нужно ли уплачивать сбор за размещение средства наружной рекламы, которое размещается на основании договора на размещение (распространение) наружной рекламы, по которому собственником имущества взимается плата за содействие в размещении (распространении) наружной рекламы?

Ответ:

Нет.

В силу подпункта 2.3 Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее – Указ № 131) применительно к сфере наружной рекламы объектом обложения сбором является размещение (распространение) наружной рекламы на средстве наружной рекламы на территории Республики Беларусь.

Размещение средства наружной рекламы (где стороной в договорных отношениях с местным исполнительным и распорядительным органом и (или) собственником имущества (его уполномоченным лицом) выступает рекламораспространитель, а не рекламодатель), объектом обложения сбором не является.

Справочно:

Виды средств наружной рекламы перечислены в приложении 1 к Положению о порядке выдачи, продления действия, переоформления и прекращения действия разрешения на размещение средства наружной рекламы, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июля 2021 г. № 395 (далее – Положение № 395).

Относительно договора на размещение средства наружной рекламы отмечаем следующее.

Договор на размещение средства наружной рекламы заключается в обязательном порядке в соответствии с пунктом 12 Положения № 395 при осуществлении административной процедуры по выдаче разрешения на размещение средства наружной рекламы (далее – разрешение).

До 7 июля 2021 г. такой договор в обязательном порядке заключался в соответствии с пунктом 16 Положения о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 2007 г. № 1497 (далее – Положение № 1497), при осуществлении административной процедуры по выдаче разрешения. В Положении № 1497 данный договор назывался иначе – договор на размещение (распространение) наружной рекламы, однако суть его сводилась к правоотношениям по размещению средства наружной рекламы: в договоре указывался вид средства наружной рекламы, и плата рассчитывалась, исходя из площади рекламного поля средства наружной рекламы (либо предусматривалась повышенная базовая ставка при размещении объемно-пространственной конструкции, не имеющей выраженного рекламного поля) и времени размещения средства наружной рекламы с применением коэффициентов.

После вступления в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 июля 2021 г. № 395 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рекламы» (далее – постановление № 395) и признания утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 2007 г. № 1497 «О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе» изменения в название договоров не вносились, поскольку абзацем пятым пункта 6 постановления № 395 предусматривается, что приведение условий договоров на размещение (распространение) наружной рекламы, заключенных до вступления в силу постановления № 395, в соответствие с этим постановлением не требуется.

При этом обращаем внимание, что согласно части первой пункта 12 Положения № 395 сторонами договора на размещение средства наружной рекламы являются рекламораспространитель, местный исполнительный и распорядительный орган (либо администрация индустриального парка «Великий камень» при размещении средства наружной рекламы на территории индустриального парка «Великий камень») и (или) собственник имущества (его уполномоченное лицо).

Сторонами договора на размещение (распространение) наружной рекламы, заключавшихся до вступления в силу постановления № 395, также являлись рекламораспространитель, местный исполнительный и распорядительный орган и (или) собственник имущества (его уполномоченное лицо) согласно части первой пункта 16 Положения № 1497.

Согласно части первой пункта 12 Положения № 395 и части первой пункта 16 Положения № 1497 предметом договора на размещение средства наружной рекламы (как и предшествовавшего ему договора на размещение (распространение) наружной рекламы) является:

предоставление местным исполнительным и распорядительным органом (администрацией индустриального парка «Великий камень») рекламораспространителю права на использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях;

оказание собственником имущества (уполномоченным лицом) рекламораспространителю содействия в размещении (распространении) наружной рекламы путем предоставления имущества во временное пользование для размещения средства наружной рекламы.

То есть, согласно требованиям актов законодательства, стороной указанных договоров является рекламораспространитель (не рекламодатель). И рекламораспространитель является стороной договора вне зависимости от того, совпадает он в одном лице с рекламодателем или нет. Предусмотренные договором на размещение средства наружной рекламы (как и предшествовавшим ему договором на размещение (распространение) наружной рекламы) услуги оказываются для рекламораспространителя, а не для рекламодателя.

В силу изложенного размещение средства наружной рекламы на основании договора на размещение средства наружной рекламы, заключенного в соответствии с пунктом 12 Положения № 395, либо на основании договора на размещение (распространение) наружной рекламы, заключенного в соответствии с пунктом 16 Положения № 1497, не является объектом обложения сбором.

Аналогичный подход применяется и к размещению средств наружной рекламы, для которых разрешение не требуется, перечисленных в приложении 2 к постановлению № 395 (включая вывески). Размещение этих средств наружной рекламы осуществляется на основании договора с собственником имущества (его уполномоченным лицом), заключенного в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, и также не является объектом обложения сбором.

Материал подготовлен 27.05.2022