×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Вопрос:

В связи с изменениями Налогового кодекса Республики Беларусь с 1 января 2021 г. произошло изменение законодательно установленного порядка взимания налога на добавленную стоимость (далее – НДС) по лекарственным средствам и медицинским изделиям, ранее освобожденным от указанного налога, а именно, при реализации на территории Республики Беларусь таких товаров, при их ввозе на территорию Республики Беларусь введена ставка НДС в размере 10%.

В этой связи каким образом участнику формировать цену предложения, как участвовать в торгах и допускается ли изменение цены договора государственной закупки (далее – договор), заключенного до вступления в силу изменений Налогового кодекса Республики Беларусь?

Ответ:

Для лучшего понимания вопроса разберем несколько практических ситуаций.

Ситуация 1.  Договор заключен до 1 января 2021 г.

В соответствии с абзацем пятым подпункта 1.8 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» допускается изменение цены договора в связи с изменением законодательства.

При этом в указанной норме имеются ввиду случаи изменения законодательства, оказавшие влияние на формирование цены конкретного товара, поставка которого предусмотрена договором.

Следовательно, в случае изменения законодательства, в том числе в части изменения норм Налогового кодекса Республики Беларусь, которое оказывает влияние на формирование поставщиком цены конкретного товара (например, возникает обязанность уплаты НДС), то цена договора может быть изменена соответствующим образом. При этом считаем, что поставщик должен обосновать влияние изменений законодательства на изменение цены договора в каждом конкретном случае.

Справочно:

Изменение договора государственной закупки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 25 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон). До изменения условий договора в установленном порядке поставка товара на иных условиях, в том числе в части цены, не допускается.

В случае недостижения согласия об изменении цены договора, в том числе в связи с отсутствием достаточного финансирования у заказчика, договор может быть расторгнут по соглашению сторон.

Ситуация 2. Участник-победитель выбран до 1 января 2021 г., но договор с ним будет заключен после указанной даты.

В соответствии с частью первой пункта 1 статьи 24 Закона при проведении открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений договор между заказчиком и участником-победителем заключается на условиях, указанных в документах, предоставляемых для подготовки предложения, предложении этого участника и протоколе выбора участника-победителя.

Возможности изменения цены договора в связи с изменением законодательства на этапе заключения договора законодательство о государственных закупках не предусматривает.

Таким образом, договор подлежит заключению по цене предложения участника (последней ставки в электронном аукционе с учетом положений части второй пункта 1 статьи 24 Закона – в случае проведения электронного аукциона).

При этом при исполнении договора в случае, если изменения норм Налогового кодекса Республики Беларусь оказали влияние на формирование поставщиком цены конкретного товара (например, возникла обязанность уплаты НДС), то цена договора может быть изменена соответствующим образом (смотри ситуацию 1) при внесении изменений в заключенный договор государственной закупки.

Ситуация 3. Процедура государственной закупки начата до 1 января 2021 г., но участник-победитель до указанной даты еще не выбран.

При подаче предложения участники руководствуются документами, предоставляемыми для подготовки предложения, в том числе порядком формирования цены предложения (абзац шестой пункта 1 статьи 32, абзац шестой пункта 1 статьи 39, абзац шестой пункта 1 статьи 46 Закона).

В свою очередь, цена предложения представляет собой стоимость товаров (работ, услуг), предлагаемых участником, в том числе включающую НДС и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, а также иные расходы, уплачиваемые участником в связи с исполнением договора в случае признания его участником-победителем (абзац двадцать первый статьи 1 Закона).

Следовательно, цена предложения, подаваемого после вступления в силу изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь, то есть после 1 января 2021 г., должна быть сформирована с учетом соответствующих изменений.

В случае же, если предложение было подано до 1 января 2021 г., то при выборе участника, подавшего такое предложение, участником-победителем необходимо действовать в порядке, указанном в ситуации 2.

Отдельное внимание необходимо уделить проведению электронного аукциона.

Так, начальная цена электронного аукциона определяется на основании ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, под которой в свою очередь понимается общая стоимость предмета государственной закупки, включающая предполагаемую общую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), НДС и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением государственной закупки, определенная с учетом конъюнктуры рынка либо на основании проектной документации или иными способами в случае их установления законодательством (абзац десятый статьи 1 Закона).

Таким образом, если заказчиком (организатором) с учетом действующего на момент подготовки и утверждения аукционных документов законодательства ориентировочная стоимость предмета закупки сформирована без учета НДС, и, соответственно, начальная цена электронного аукциона также определена без НДС, то независимо от даты подачи предложения участником-победителем и проведения торгов, необходимо действовать в порядке, указанном в ситуации 2.

При этом, отмечаем, если после 1 января 2021 г. срок для подготовки и подачи предложений еще не истек, то рекомендуется заказчику (организатору) внести соответствующие изменения в ориентировочную стоимость предмета государственной закупки, указанную в приглашении и, соответственно, в последующем сформировать начальную цену электронного аукциона с учетом НДС.