Согласно части первой пункта 1 статьи 25 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон) не допускается изменение условий договора государственной закупки при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных частью второй пункта 1 статьи 25 Закона, а также Советом Министров Республики Беларусь.
Так, в соответствии с абзацами вторым, четвертым и пятым подпункта 1.8 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395) допускается изменение условий договора государственной закупки в части цены в случаях:
Иных оснований для изменения цены договора государственной закупки законодательством также не предусмотрено.
Отмечаем, что постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2021 г. № 100 «О временных мерах по стабилизации цен на социально значимые товары первой необходимости» (далее – постановление № 100) предусматривает возможность повышения цен на социально значимые товары первой необходимости при соблюдении ряда условий, но прямо не предусматривает возможность изменения цены уже заключенных договоров государственной закупки.
При этом, указание в постановлении № 395 на возможность изменения цены договора государственной закупки в случае изменения регулируемых цен (тарифов), подразумевает непосредственное изменение цен (тарифов) государственными органами (организациями), осуществляющими их регулирование, а не самостоятельное изменение таких цен субъектом хозяйствования в рамках допустимых пределов.
В свою очередь Комиссией по ценообразованию не изменены регулируемые цены, а лишь согласована возможность повышения цен на детское питание, хлеб и хлебобулочные изделия. В этой связи считаем, что принятое решении Комиссии по ценообразованию не является основанием для изменения цены ранее заключенного договора государственной закупки.
Субъекту хозяйствования необходимо учитывать нормы постановления № 100 и решения Комиссии по ценообразованию непосредственно при формировании цены предложения при участии в процедуре государственной закупки. После же заключения договора государственной закупки постановление № 100 и решение Комиссии по ценообразованию не могут быть основанием для увеличения цены такого договора.