×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Вопрос:

Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республике Беларусь (далее – Комиссия по ценообразованию) согласовано повышение цен на детское питание, хлеб и хлебобулочные изделия. Допустимо ли в связи с этим повысить цену ранее заключенного договора государственной закупки?

Ответ:

Согласно части первой пункта 1 статьи 25 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон) не допускается изменение условий договора государственной закупки при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных частью второй пункта 1 статьи 25 Закона, а также Советом Министров Республики Беларусь.

Так, в соответствии с абзацами вторым, четвертым и пятым подпункта 1.8 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395) допускается изменение условий договора государственной закупки в части цены в случаях:

  • изменения объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 10 процентов. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого изменения;
  • уменьшения цены договора государственной закупки без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), в том числе их потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей характеристик;
  • изменения цены договора государственной закупки в связи с изменением законодательства, а также в случае изменения регулируемых цен (тарифов).
     

Иных оснований для изменения цены договора государственной закупки законодательством также не предусмотрено.

Отмечаем, что постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2021 г. № 100 «О временных мерах по стабилизации цен на социально значимые товары первой необходимости» (далее – постановление № 100) предусматривает возможность повышения цен на социально значимые товары первой необходимости при соблюдении ряда условий, но прямо не предусматривает возможность изменения цены уже заключенных договоров государственной закупки.

При этом, указание в постановлении № 395 на возможность изменения цены договора государственной закупки в случае изменения регулируемых цен (тарифов), подразумевает непосредственное изменение цен (тарифов) государственными органами (организациями), осуществляющими их регулирование, а не самостоятельное изменение таких цен субъектом хозяйствования в рамках допустимых пределов.

В свою очередь Комиссией по ценообразованию не изменены регулируемые цены, а лишь согласована возможность повышения цен на детское питание, хлеб и хлебобулочные изделия. В этой связи считаем, что принятое решении Комиссии по ценообразованию не является основанием для изменения цены ранее заключенного договора государственной закупки.

Субъекту хозяйствования необходимо учитывать нормы постановления № 100 и решения Комиссии по ценообразованию непосредственно при формировании цены предложения при участии в процедуре государственной закупки. После же заключения договора государственной закупки постановление № 100 и решение Комиссии по ценообразованию не могут быть основанием для увеличения цены такого договора.