×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Министерством антимонопольного регулирования и торговли 6-8 сентября 2022 г. проведена международная конференция, посвященная 30-летию антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.


В конференции приняли участие делегации во главе с руководителями антимонопольных органов Азербайджанской Республики, Республики Армения, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Узбекистан, а также член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии, представители Суда Евразийского экономического союза и Евразийской антимонопольной ассоциации.

6 сентября 2022 г. состоялось совещание руководителей уполномоченных органов государств – членов Евразийского экономического союза и члена Коллегии (Министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии. Кроме того, в роли наблюдателя также приняли участие представители Республики Узбекистан. Повестка совещания включала вопросы совершенствования антимонопольного и ценового законодательства. 

 

Одной из основных тем стал вопрос о роли антимонопольных органов в устранении недобросовестной конкуренции на рынках Союза, что в настоящее время является достаточно актуальным и затрагивает интересы национальных хозяйствующих субъектов.

7 сентября 2022 г. проведены 39-е заседание Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства (далее – Штаб) и 53-е заседание Межгосударственного совета по антимонопольной политике Содружества Независимых Государств (далее – МСАП).

 

На заседании Штаба представители антимонопольных органов подвели итоги работы Штаба по подготовке обзора новых механизмов оплаты товаров, работ и услуг в условиях развития Интернет-торговли и электронной коммерции, по подготовке доклада «Биржевая торговля», а также одобрены структура и план деятельности работы по подготовке докладов по направлениям «недобросовестная конкуренция», «применение антимонопольного законодательства к объектам интеллектуальной собственности» и «лекарственные средства». Кроме того, обсуждены подходы по подготовке доклада о деятельности антимонопольных органов государств – участников СНГ на отдельных рынках социально значимых товаров в современных условиях.

Повестка заседания МСАП включила в себя следующие вопросы:

  • выполнение принятых решений 52-го заседания МСАП;

  • наиболее заметные события, произошедшие в государствах – участниках СНГ в области антимонопольной политики в текущем периоде;

  • результаты деятельности Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств – участников СНГ;

  • антимонопольное регулирование на цифровых рынках;

  • документы, предлагаемые к разработке и возможному внесению на рассмотрение Совета глав государств, Совета глав правительств и Экономического совета СНГ;

  • избрание Председателя МСАП и определение очередного заседания МСАП.


Справочно:

Основная цель работы МСАП – проведение согласованной антимонопольной политики и развитии конкуренции, недопущение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, наносящей ущерб экономическим интересам государств –участников стран СНГ.

Важнейшим направлением деятельности МСАП является развитие практического взаимодействия антимонопольных органов государств – участников СНГ. Работа в данном направлении осуществляется на площадке Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств – участников СНГ, созданного при МСАП. Объектами исследования Штаба являются социально значимые рынки, успешное функционирование которых оказывает непосредственное влияние на благосостояние граждан СНГ.


В результате заседания перспективным направлением совместной деятельности антимонопольных органов определено антимонопольное регулирование на цифровых рынках. В настоящее время проблема регулирования цифровых платформ остро стоит перед всеми антимонопольными органами, при этом каждый из них самостоятельно вырабатывает подходы по противодействию недобросовестным практикам. В связи с чем отмечена целесообразность обновления обзора по цифровым рынкам и выработки подходов по совершенствованию антимонопольного законодательства и практике его применения.

На заседании МСАП также одобрены результаты деятельности Штаба и отмечена необходимость продолжения работы в обозначенных направлениях.

Кроме того, по результатам обсуждения членами МСАП избран новый председатель МСАП – руководитель Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации Шаскольский Максим Алексеевич.


Справочно:

До настоящего времени председательствующей в МСАП была Республика Беларусь.


В целях развития двустороннего сотрудничества руководством МАРТ проведен ряд встреч с руководителями антимонопольных органов Азербайджанской Республики, Республики Армения, Кыргызской Республики, Российской Федерации, на которых обсуждены применяемые подходы в целях сдерживания цен на социально значимые товары, направления по сотрудничеству в рамках заключенных меморандумов. Перспективным направлением двустороннего сотрудничества является проработка вопроса о заключении меморандумов (соглашений) о сотрудничестве с Азербайджанской Республикой и Республикой Узбекистан.

В рамках пленарного заседания выступили руководители антимонопольных ведомств Азербайджана, Армении, Кыргызстана, России, Узбекистана, а также член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии.

 

Презентации пленарного заседания:

  1. «Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь: основные итоги и планы»

  2. «Конкуренция в Азербайджане. Институциональные реформы и проекты трансформации»

Практическим наполнением стали тематические секции по вопросам антимонопольного и ценового регулирования, регулирования цифровых рынков и легализации параллельного импорта. 

Тематическая секция «Инструменты антимонопольного и ценового регулирования в современных условиях развития экономик» затронула ряд актуальных проблем по сдерживанию цен в действующих условиях работы экономики, а также по совершенствованию деятельности антимонопольного органа.

Основные подходы по ценовому регулированию представило Министерство антимонопольного регулирования и торговли, также Евразийская экономическая комиссия поделилась подходами по рассмотрению вопросов введения государственного ценового регулирования государствами-членами Союза.

  

Министерством экономики обозначено, что элементами развития антимонопольной политики на современном этапе должны стать:

  • соотношение промышленной политики и антимонопольного регулирования;
  • совершенствование регулирования в сферах естественных монополий;

  • совершенствование работы МАРТ, как антимонопольного органа.

В этой связи целесообразно развитие импортозамещающих интеграционных проектов в рамках Евразийского экономического союза, где основополагающей будет роль антимонопольных органов в защите конкуренции от недобросовестных действий субъектов третьих стран, в том числе в целях создания условий для здоровой ценовой конкуренции.

В рамках проводимой работы по снижению нагрузки на бизнес при осуществлении контроля за экономической концентрацией необходимо рассмотреть вопрос об увеличении порогов, при достижении которых необходимо получение согласия антимонопольного органа, результатом которых будет недопущение создания новых монопольных структур, а также получит должное внимание возможность выработки мер, способствующих обеспечению конкуренции.

С целью оптимизации работы антимонопольного органа по исследованию товарных рынков, формированию предложений по мерам, направленным на развитие конкуренции на приоритетных товарных рынках, обсужден вопрос необходимости создания специального аналитического центра. Такой центр может проводить обобщение и анализ практики применения антимонопольного законодательства, анализ передового мирового опыта, который мог быть впоследствии воплощен в совершенствовании нормативно-правовой базы.

Презентации с тематической секции «Инструменты антимонопольного и ценового регулирования в современных условиях развития экономик»:

  1. «Правоприменительная практика в сфере недобросовестной конкуренции»
  2. «Инструменты антимонопольного и ценового регулирования в современных условиях развития экономик»

При обсуждении вопроса «Параллельный импорт. Баланс интересов государства, общества и бизнеса» Федеральная антимонопольная служба информировала об опыте по внедрению данного механизма на территории Российской Федерации, в том числе о снижении цен на отдельные категории товаров, как на потребительском рынке, так и при проведении государственных закупок учреждениями здравоохранения, а также о необходимости внесения изменений в право Евразийского экономического союза в целях установления исключений из применения регионального принципа исчерпания права на товарный знак.

  

В результате дискуссии отмечены следующие экономические перспективы легализации механизма «параллельного» импорта:

  • недопущение ограничения владельцами товарных знаков поставок, в том числе путем применения санкционных мер;

  • обеспечение доступности товаров в широком ассортименте по максимально выгодной цене вне зависимости от решения владельца товарного знака;

  • создание стимулов для развития малого и среднего бизнеса и новых рабочих мест.

Презентации с тематической секции «Параллельный импорт. Баланс интересов государства, общества и бизнеса»:

«Параллельный импорт: опыт Российской Федерации»

Наибольший интерес вызвала дискуссия в рамках секции «Конкуренция в цифровую эпоху». Безусловно, развитие цифровых продуктов имеет положительное влияние на оптимизацию взаимодействия участников товарных рынков, вместе с тем, ставит перед регуляторами новые задачи и требует новых решений. Вопросы защиты конкуренции на цифровых рынках обсуждаются в последние годы на множестве международных площадок, применяемые антимонопольными ведомствами подходы требуют постоянного совершенствования с учетом изменения условий деятельности цифровых платформ и наработанных практик регулирования. В рамках секции участники обсудили проблемы и практики регулирования цифровых рынков в Республике Беларусь и Российской Федерации с точки зрения регулятора и бизнес сообщества.

  

Презентация с тематической секции «Конкуренция в цифровую эпоху»:

  1. «Антимонопольное регулирование на цифровых рынках: опыт ФАС России»
  2. «Проблемы антимонопольного регулирования в условиях цифровизации товарных рынков»

Заключительным мероприятием международной конференции стал международный форум «Trade Dialog», который собрал порядка 350 человек из 6 стран мира, четыре десятка розничных сетей, в том числе – 15 из СНГ и Китая, 34 компании, представляющие HoReCa. На форуме рассмотрены основные тенденции развития торговли и продовольственного рынка Республики Беларусь, актуальные проблемы его функционирования, вопросы обеспечения баланса интересов поставщиков, субъектов торговли и потребителей, развитие каналов продаж, возможности импортозамещения, а также обеспечение продовольственной безопасности страны.

 

Программные мероприятия форума «Trade Dialog» включили в себя пленарные секции и круглые столы по основным темам «Потребительский рынок: анализ, проблемы, пути развития» и «Антикризисные стратегии в ритейле».

В рамках секций состоялись выступления представителей МАРТ, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, крупных торговых сетей, производителей пищевой продукции, Ассоциации розничных сетей, банковских структур, менеджеров маркетинговых агентств Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного научного учреждения «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПИЩЕВЫХ СИСТЕМ ИМ. В.М.ГОРБАТОВА» Российской Академии Наук.

 

Кроме того, проведены многочисленные презентации продуктов с их дегустацией.

Тематика форума «Trade Dialog» направлена на увеличение доли продажи товаров отечественного производства, повышение качества и сервиса, развитие торговли в сельской местности.

 

В дискуссиях обсуждены основные проблемные вопросы, затрагивающие совместную работу ритейла и производителей; практики совместной работы зарубежных производителей и ритейла.

Определены перспективные направления совместной работы, со стороны:

  • ритейла – максимально доводить до производителей основные потребительские предпочтения покупателей, возможные каналы реализации продукции, требования торговли к качеству товара и его конкурентоспособности в сравнении с товаром иностранного производства;

  • производителей – информировать ритейл о новых возможностях производства импортозамещающей продукции, усилить договорную работу;

  • МАРТ, как регулятора, – информировать о новеллах законодательства и его применении, продолжить активную работу на площадке МАРТ с ритейлом и производителями в целях обеспечения потребителей широким ассортиментом продукции по доступным ценам.

По итогам форума «Trade Dialog» вручены премии ритейлу и поставщикам за активную совместную работу, продвижение отечественной продукции, создание импортозамещающей продукции.

 


Справочно:

В рамках премии:

  • «Звездный ритейл» победителями стали 4 торговые сети (ГИППО, Доброном, GREEN, Евроопт);

  • «Звездный поставщик» – 8 производителей (СООО «Савушкин продукт», ОАО «Морозпродукт», ОАО «Брестский мясокомбинат», КУП «Минскхлебпром», ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод», ООО «Фрутреал», ОАО «Минск Кристалл», СОАО «Коммунарка»);

  • «Пять звёзд от Тайного покупателя» – 5 торговых сетей (АЛМИ, ГИППО, Виталюр, Корона, Санта);

  • «Пять звезд брендинга в ритейле» – 7 торговых сетей (Виталюр, Евроопт, АЛМИ, Санта, ГИППО, GREEN, Соседи).