×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

В соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон) антимонопольный орган осуществляет следующие основные функции:

  • осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, должностными лицами хозяйствующих субъектов - юридических лиц, государственными органами, их должностными лицами, юридическими лицами, не относящимися к хозяйствующим субъектам, их должностными лицами, физическими лицами, не относящимися к хозяйствующим субъектам;
  • выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по противодействию монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, иным нарушениям антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, должностными лицами хозяйствующих субъектов - юридических лиц, государственными органами, их должностными лицами, юридическими лицами, не относящимися к хозяйствующим субъектам, их должностными лицами, физическими лицами, не относящимися к хозяйствующим субъектам;
  • содействует развитию конкуренции.

Основными формами нарушения антимонопольного законодательства являются:

1. злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;

2. соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции;

3. ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения и согласованные действия государственных органов с другим государственным органом либо хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам юридических и физических лиц;

4. недобросовестная конкуренция;

5. нарушение антимонопольных требований к закупкам товаров.

Факт наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства устанавливается антимонопольным органом в том числе на основании (статья 36 Закона):

  • документов, сведений, иных доказательств, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (далее – доказательства), поступающих из государственных органов;
  • заявлений о нарушении;
  • доказательств, полученных в рамках осуществления антимонопольным органом установленных законодательством полномочий;
  • доказательств, полученных из сообщений в средствах массовой информации.

Порядок установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства определен главой 6 Закона.

«Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена статьями 13.31 (Нарушение антимонопольного законодательства), 13.32 (Монополистическая деятельность), 13.33 (Недобросовестная конкуренция) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Также за нарушение антимонопольного законодательства в некоторых случаях лицо может быть привлечено и к уголовной ответственности (статья 245 (Установление или поддержание монопольных цен) Уголовного кодекса Республики Беларусь.