×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

С целью соблюдения законодательства о государственных закупках, а также для предупреждения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, при установлении требований к предмету государственной закупки необходимо учитывать следующее.

Согласно пункту 1 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о государственных закупках) при описании предмета государственной закупки заказчик (организатор) указывает его потребительские, технические и экономические показатели (характеристики). При этом Закон о государственных закупках не регулирует степень конкретизации таких характеристик, однако заказчику (организатору) следует принимать во внимание некоторые ограничения.

В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона о государственных закупках описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки должно:

  • давать полное представление о предмете государственной закупки;
  • быть изложено таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг), поставляемых или реализуемых иным способом (выполняемых, оказываемых) только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
     

Одновременно при описании технических показателей (характеристик) предмета государственной закупки должны использоваться характеристики, требования, символы и термины в соответствии с техническими регламентами, техническими кодексами установившейся практики, стандартами, техническими условиями (пункт 2 статьи 20 Закона о государственных закупках).

Наряду с этим пункт 3 статьи 20 Закона о государственных закупках устанавливает три метода описания предмета государственной закупки:

1. Описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета без ссылок на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, конкретный источник происхождения товара (работы, услуги) и его производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом Закон о государственных закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика (организатора) в соответствии со своими потребностями самостоятельно определять и указывать в документах по процедуре государственной закупки как альтернативные значения показателей приобретаемого товара, так и максимальные или минимальные показатели, а также при необходимости показатели, значения которых не могут изменяться.

2. Указание ссылок на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, конкретный источник происхождения товара (работы, услуги) и его производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя) со словами «или аналог».

Этот метод может быть применим только, если такие ссылки вызваны отсутствием конкретного способа описания требований к предмету государственной закупки. Соответственно, когда указанных заказчиком (организатором) характеристик потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной достаточно, чтобы дать полное представление о нем, дополнительная ссылка на товарный знак, модель и подобное представляется недопустимой.

Одновременно при использовании этого метода, полагаем, что заказчику (организатору) необходимо указать, по каким именно параметрам должен быть аналогичен товар (работа, услуга), какие критерии будут использоваться для определения аналогичности в целях последующего принятия решения о соответствии предложения требованиям документации по процедуре закупки.

3. Закупка товара (работы, услуги) конкретного производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя), конкретной модели и так далее без указания слов «или аналог».

Использование этого метода возможно только в целях обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (выполненными работами, оказанными услугами). При этом обоснование такой потребности входит в компетенцию заказчика.