×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Интервью начальника управления транспорта, связи и информационных технологий Алины Казаченок

Kazachenok.jpg
Начальник управления транспорта, связи и информационных технологий
Алина Анатольевна Казаченок
Как бы Вы сформулировали миссию МАРТ?

Сформулировать миссию МАРТ одной фразой и на все времена – дилемма. Цели и оперативные задачи МАРТ настолько разносторонние, иногда неординарные, даже противоречивые, настолько динамичные и всегда такие серьезные! Эти факторы, по моему мнению, как раз характеризуют и МАРТ как государственный орган, и работу здесь.

Безусловно, мы всегда стремимся эффективно и компетентно способствовать развитию бизнеса и повышению качества жизни населения Республики Беларусь. Однако, каждый отдельный временной период, ситуация и настроения общества придают этой миссии свой оттенок, вносят поправки и корректируют толкование.


Что важного было сделано управлением за 5 лет?

Отраслевым управлениям МАРТ нужно быть не только высококлассными антимонопольщиками, но и быть профессионалами в других областях: знать, как работает та или иная отрасль или сфера услуг, и понимать, как она должна работать. Благодаря этому возможно грамотно и взвешенно определить, какой уровень цен, тарифов необходим для качественного функционирования этой отрасли, а также в какой степени на данном рынке должна быть развита конкуренция.

За 5 лет работы мы провели несколько серьезных расследований о нарушении антимонопольного законодательства. Эти расследования касались довольно крупных субъектов хозяйствования, работающих в Республике Беларусь.

Мы приняли и защищали в суде решение о нарушении антимонопольного законодательства в отношении РУП «Белтелеком», когда предприятием было принято решение о прекращении бывших условий работы и биллинга в отношении всех справочно-информационных служб, за исключением той, в которой предприятие было участником капитала.

Также рассматривали подобное дело в отношении ГО «Белорусская железная дорога», которое устанавливало условия и требования при заключении договоров с экспедиторскими организациями гораздо более жесткие и невыгодные, чем для входящих в свою структуру предприятий, которые кроме основной деятельности также занимаются оказанием транспортно-экспедиционных услуг.

Проведено интересное расследование о нарушении антимонопольного законодательства в отношении всех трех операторов мобильной связи, работающих на рынке Республики Беларусь. Операторы связи проводили акции, предлагавшие абонентам, перенесшим свой номер в сеть конкретного оператора, слишком выгодные и заманчивые тарифные условия обслуживания. Подобных условий не было даже у действующих абонентов оператора. Мы расценили такое поведение как недобросовестную конкуренцию, направленную на «переманивание» клиентов и расторжение деловых связей конкурента. МАРТ принял соответствующее решение, и мы отстояли его в суде.

В настоящее время находится в стадии судебного обжалования решение, подготовленное управлением, о нарушении антимонопольного законодательства компанией Google. Для компании это было решение очередного антимонопольного органа о злоупотреблении доминирующим положением при реализации магазина приложений Google Play. Его компания Google предлагает производителям смартфонов и планшетов под управлением OC Android для предустановки на их устройства только при выполнении таких условий как:

- одновременная предустановка комплекта иных приложений Google;
- размещение приложений Google на определенных компанией экранных местах;
- настройка поиска Google и Помощника Google в качестве приложений «по умолчанию» в обмен на вознаграждение от компании Google;
- соблюдение запрета (в обмен на вознаграждение от компании Google) на предустановку и (или) размещение на определенных экранных местах конкурирующих приложений.

В ряду достижений необходимо отметить подготовку законопроекта «Об изменении Закона Республики Беларусь «О естественных монополиях»». Последствием нашей настойчивой работы стало появление в законодательстве о естественных монополиях института публичных слушаний тарифов на услуги естественных монополий, обязанности естественных монополистов открыто публиковать информацию о своей деятельности. Кроме того, теперь в каждой из сфер естественных монополий обязательно наличие единых правил доступа к услугам, а также правил расчета обоснованной прибыли в тарифах на услуги.

Помимо этого, мы активно занимаемся разработкой методической базы для обоснования решений по изменению тарифов. Для этого проводятся научно-исследовательские работы с компетентными научными и образовательными учреждениями. В дополнение очень трудоемкая, энергозатратная и ответственная работа в этом направлении выполняется и силами самих сотрудников управления транспорта, связи и информационных технологий.

Нашими усилиями было разработано и утверждено уже 3 методологии, которые предусматривают математические подходы к обоснованию необходимого уровня тарифов, критерии, порядок их изменения в регулируемых сферах услуг:
- на перевозки грузов железнодорожным транспортом;
- на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом;
- на перевозки пассажиров городским и пригородным транспортом в регулярном сообщении (автобусы, троллейбусы, метро).


Как ваша работа отражается на благосостоянии общества?

Иногда решения, подготовленные нашим управлением, могут восприниматься со стороны населения без особого энтузиазма. Это связано с тем, что очень большая доля работы состоит в обеспечении принятия решений о повышении тарифов на услуги транспорта и связи.

Но необходимо понимать, что деятельность МАРТ в целом, и нашего управления в частности, направлена на поиск иногда недостижимого баланса удовлетворенности населения, эффективности бизнеса и рациональности государственных решений.

Сегодня, да и всегда, цены и тарифы являются «альфой и омегой» функционирования любого бизнеса, а также основой благосостояния любой семьи, любого потребителя. Поэтому контроль за ценообразованием в таких базовых отраслях, как транспорт и связь, который и обеспечивает наше управление, является критически важным для бизнеса и населения страны.


Какие планы были при назначении на должность, что удалось реализовать?

При моем назначении на должность формировалось и новое управление. Почти никто в нем не был знаком с антимонопольным законодательством, очень немногие ранее занимались вопросами ценовой политики, остальные – вопросами торговли.

Начиная работать, мы ставили перед собой две задачи. Во-первых, организовать профессиональную и компетентную команду, которая не только сможет качественно и эффективно решить любую поставленную по компетенции (и не только) задачу, но и сформировать методологические основы и рекомендации для работы в курируемой сфере. Во-вторых, нам важно было сформировать крепкий и слаженный коллектив, где каждый может и хочет отстаивать свою точку зрения, имеет возможность учиться и развиваться, будет предан коллегам и заинтересован в работе.

Сегодня я могу сказать, что коллектив управления весьма эффективен и профессионален, задачи выполняются четко, быстро и обоснованно. Кроме того, управление дорожит каждым из своих работников, а каждый работник дорожит своим управлением.

Чего пока не удалось достичь, так это желаемого уровня автоматизации выполняемых функций, например, сбора и обработки больших массивов информации (но мы над этим работаем), и ускорения процедур принятия решений, например, по изменению тарифов.


Каким Вы видите свое направление через 10 лет?

Думаю, что очень перспективным и востребованным является часть нашей работы в сфере анализа и регулирования рынков информационных технологий.

Сегодня увеличивается количество антимонопольных расследований, которые проводятся на рынках информационных технологий, все больше проблем выявляется при функционировании агрегаторов на цифровых рынках, информационных систем и платформ, большое развитие получают технологии с использованием криптовалют, онлайн-сервисов, бесконтактных методик.

Думаю, через 10 лет, организация рынков транспорта, связи, да и многих других, перейдет в большинстве своем в цифровой формат. А это будет требовать новых знаний, мышления, новых подходов и форм в организации регулирования рынков в цифровой среде, в том числе в части обеспечения справедливой конкуренции и подходов к ценообразованию. Думаю, это все будет даже сложнее и интереснее, чем оно есть сейчас.

Поэтому в нашей работе и функциях нет финишной черты.

Возврат к списку