×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Интервью начальника управления организации торговли и общественного питания Михаила Жигало

Jigalo.jpg
Начальник управления организации торговли и общественного питания
Михаил Валерьевич Жигало
Отрасль торговли представляет собой одну из самых важных в экономическом и социальном плане отраслей экономики.

На сегодняшний день она занимает втрое место после промышленности по вкладу в валовый внутренний продукт, показатели развития сферы торговли являются наиболее ярким отражением качества национальной экономики и уровня жизни населения.

В этой связи особое внимание уделяется вопросам, связанным с выработкой и проведением государственной политики в области торговли, в том числе путем принятия нормативных правовых актов, направленных на совершенствование государственного регулирования торговли и отношений, непосредственно связанных с такой деятельностью, о чем подробнее расскажет Ирина Викторовна.

Начальник отдела методологии Ирина Викторовна Шпак:

Одним из самых значимых событий в данном направлении стало принятие в январе 2021 года новой редакции Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания».

Данный законодательный акт, в первую очередь, был принят в целях упрощения требований к ведению бизнеса в сферах торговли и общественного питания, в том числе путем усиления механизмов саморегулирования субъектов хозяйствования, минимизации вмешательства государственных органов в их работу, сохраняя при этом минимально необходимый уровень контроля со стороны государства.

В этих целях в Закон включены положения, предусматривающие:

- переход на уведомительный принцип открытия торговых объектов и объектов общественного питания, торговых центров и рынков. Теперь сведения о таких объектах для включения в Торговый реестр можно представлять не позднее 5 календарных с даты начала их работы;
- самостоятельное определение субъектами торговли и общественного питания, администрациями торговых центров и рынков режима работы принадлежащих им торговых объектов и объектов общественного питания, торговых центров и рынков. Исключение cоставляет режим работы таких объектов после 23.00 и до 7.00, который подлежит согласованию с местными органами власти;
- самостоятельный расчет субъектами торговли, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупного магазина, их доли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах административно-территориальных единиц. При этом отменена необходимость представления субъектам торговли сведений о розничном и оптовом товарообороте в Торговый реестр;
- отмену необходимости подразделять объекты общественного питания на типы и классы и разрабатывать для них ассортиментные перечни продукции общественного питания.


Кроме того, данным Законом установлены единые правила размещения нестационарных и передвижных торговых объектов и объектов общественного питания, а также упрощены требования к созданию стационарных объектов. В этих целях отменена необходимость создания стационарных торговых объектов и объектов общественного питания, торговых центров и рынков в соответствии со схемами размещения стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания, торговых центров, рынков. Теперь строительство таких объектов будет осуществляться на основе схем комплексной территориальной организации районов, генеральных и детальных планов городов и иных населенных пунктов с соблюдением требований безопасности действующих технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В целях поддержки благоприятной конкурентной среды, повышения эффективности взаимодействия субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами, и поставщиков продовольственных товаров, новым Законом установлены дополнительные требования к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, в том числе:

- обязанность субъектов торговли, годовой товарооборот которых составляет восемьдесят тысяч и более базовых величин, и поставщиков продовольственных товаров, годовой объем поставленных на внутренний рынок товаров которых составляет восемьдесят тысяч и более базовых величин, обеспечивать контрагентам доступ к информации, необходимой для заключения договоров поставки, путем ее размещения на сайтах в сети Интернет. Иные субъекты вправе предоставлять эту информацию любыми способами;

- запрет на навязывание контрагенту условия об ответственности за неисполнение обязательства о поставках продовольственных товаров на более выгодных условиях, чем условия для других субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

- возможность вводить законодательными актами запреты на выплату поставщиками продовольственных товаров любых видов вознаграждений субъектам торговли, за поставку отдельных видов продовольственных товаров.

Представляется, что вступление в силу нового Закона позволит обеспечить построение эффективной системы государственного регулирования торговли и общественного питания, ее качественную трансформацию для поддержания стабильности и повышения эффективности функционирования потребительского рынка Республики Беларусь.

Михаил Валерьевич Жигало:

Потребительский рынок – важное структурное звено рыночной экономики, которое обеспечивает сбалансированность спроса и предложения, обслуживает в основном сферу личного потребления и является основой оценки качества жизни населения.

Состояние потребительского рынка – это своеобразный барометр, отражающий реальное положение дел в экономике и затрагивающий каждого члена общества. Любые экономические и политические трудности наиболее быстро и остро отражаются на состоянии потребительского рынка.

В этой связи одной из основных задач управления организации торговли и общественного питания является обеспечение сбалансированности спроса и предложения на потребительском рынке республики. Для достижения положительных результатов проводится постоянная, практически ежедневная работа с органами государственного управления, субъектами торговли, производителями, импортерами по насыщению потребительского рынка широким ассортиментом товаров, сохранению оптимистического уровня продовольственной безопасности страны, защите интересов малообеспеченных слоев населения посредством ценовой доступности продовольствия, соблюдению прав потребителей и др.

Заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания Наталья Викторовна Мельникова:

За четыре года нами проведена значительная работа по сохранению стабильности на потребительском рынке. Проведено около сотни рабочих встреч с представителями производителей и бизнеса по обеспечению населения товарами, созданию стабилизационных запасов, страховых запасов, импорту товаров, не производимых в республике.

Созданы рабочие группы по принятию оперативных мер по обеспечению потребительского рынка товарами, разработаны Рекомендации по обеспечению соблюдения положений Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь, изучен международный опыт защиты национальных производителей.

В период ухудшения эпидемиологической обстановки принимались меры нетарифного регулирования по защите внутреннего рынка.

Подтверждением того, что потребительский рынок требует постоянного внимания и контроля явились вызовы 2020 года, связанные с ограничением функционирования международного бизнеса, сложной эпидемиологической обстановкой в мире и локдауном в отдельных странах – экспортерах, продолжающимся ростом мировых цен на продовольствие. Сложившиеся обстоятельства негативно отразились на процессах существования многих рынков и заставили нас научиться жить и работать в новых условиях

Тесный контакт управления организации торговли и общественного питания с органами государственного управления, субъектами торговли, производителями и поставщиками позволил обеспечить стабильное функционирование потребительского рынка страны. В складывающихся условиях наши потребители не ощутили каких-либо изменений на полках магазинов, в том числе связанных с поставками товаров и разнообразием их ассортимента.

Заместитель начальника отдела потребительского рынка Татьяна Степановна Краснюк:

Потребительский рынок республики развивается динамично, потребность населения удовлетворяется в полном объеме и широком ассортименте, всплесков покупательского спроса на отдельные виды товаров, в том числе критического импорта, не отмечается. Обеспечена насыщенность широким ассортиментом товаров для покупателей с различным уровнем доходов, рост продажи потребительских товаров.

В подтверждение этому на протяжении последних пяти лет отмечается рост розничного товарооборота и объемов продажи по основным группам потребительских товаров. Например, в 2020 году в сравнении с 2016 годом продажа рыбы приготовленной или консервированной выросла на 37 процентов, сыров – на 20 процентов, детского питания – на 17 процентов, мясных продуктов – на 16 процентов, яиц и сахаристых кондитерских изделий – на 13 процентов, мучных кондитерских изделий – на 11 процентов, свежих овощей – на 5 процентов, минеральной воды – на 29 процентов.

Более значительными темпами растет реализация непродовольственных товаров. Так, продажа телевизоров увеличилась в 1,8 раза, строительных материалов – в 1,7 раза, автомобилей, стиральных машин, парфюмерно-косметических изделий – в 1,5 раза, холодильников и морозильников, верхней одежды – в 1,4 раза, чулочно-носочных изделий – в 1,3 раза, обуви, чистящих и прочих средств бытовой химии – в 1,2 раза.

Количество предметов длительного пользования в домашних хозяйствах (на 100 домашних хозяйств, штук) увеличилось практически по всем позициям: телевизоров – с 160 до 163 штук, персональных компьютеров – с 96 до 103, микроволновых печей – с 73 до 77, стиральных машин – с 87 до 91, электропылесосов – с 89 до 91, велосипедов (кроме детских) – с 61 до 70 штук.

В заключение хотелось бы выразить искреннюю благодарность нашим «коллегам по цеху», всем организациям торговли, которые, зачастую, вопреки своим бизнес – интересам, прикладывают максимальные усилия для того, чтобы не допустить дисбаланса на потребительском рынке республики.
Jigalo_.jpg

Возврат к списку