×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Интервью начальника отдела методологии Ирины Ивантей

Ivantey.jpg
Начальник отдела методологии антимонопольного регулирования и конкуренции
Ирина Анатольевна Ивантей
Я часто слышу от людей: «Вы, наверное, очень любите свою работу», и это так. С коллегами мне пришлось пройти путь становления антимонопольного органа с момента его создания и до признания обществом необходимости его существования. Именно благодаря интересу к тому, что мы делаем, общими усилиями нам удается многое.

Безусловно, не просто объяснить сложные нормы антимонопольного законодательства обществу и на практике показать, какие проблемы оно может решать. Поскольку до 2016 года отдельного антимонопольного органа не существовало (функции антимонопольного регулирования осуществлял Департамент ценовой политики в составе Минэкономики) и бизнес не знал, куда и зачем нужно обратиться, не знали какие проблемы можно решить, несмотря на то, что антимонопольное законодательство существует с 1992 года.

И только после создания отдельного антимонопольного органа путем проведения открытой политики, адвокатирования конкуренции, обучения работников мы постепенно, но уверенно достигаем положительных результатов.

Итак, отдел методологии антимонопольного регулирования и конкуренции в МАРТ – это место, где все начинается и все заканчивается. И этому есть свое объяснение. Ведь что представляет собой антимонопольное регулирование?

Это прежде всего законодательство и порядок его применения. Именно в нашем отделе разрабатываются основные нормативные правовые акты, на которых базируется антимонопольное регулирование, и вырабатываются подходы к применению норм антимонопольного законодательства.

Кроме национального законодательства мы принимаем активное участие в разработке и совершенствовании права Евразийского экономического союза, что позволяет гармонизировать антимонопольное законодательство в рамках союза и вырабатывать единые подходы в регулировании.

За 5 лет существования МАРТ принят в новой редакции основной документ «антимонопольщиков» – Закон Республики Беларусь
«О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». В этом году приступили к очередной его корректировке. Основные изменения Закона на данном этапе связаны с практическим применением новой редакции на протяжении почти 3-х лет, а также направлены на совершенствование подходов при рассмотрении сделок по экономической концентрации, установлении доминирующего положения.

Важно отметить, что секретариатом ЮНКТАД в сотрудничестве с международными экспертами в 2020 году впервые проведен экспертный обзор новой редакции Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». В обзоре подтверждено, что законодательное регулирование вопросов конкуренции в Республике Беларусь соответствует международным стандартам.

С целью формирования условий для развития конкурентной среды в сфере естественных монополий и совершенствования подходов к регулированию в мае 2020 г. вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь «О естественных монополиях». Новый Закон обязал субъектов естественных монополий осуществлять раздельный учет прямых расходов (затрат), доходов по видам услуг, МАРТ, облисполкомы и Минский горисполком проводить публичные слушания тарифов на услуги при их изменении, а также создал возможность для формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза.

В связи с изменением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях принято 12 постановлений и издано 6 приказов МАРТ, которые уточняют порядок применения норм законодательства.

Совершенствование законодательства и нормативной базы – огромный пласт работы, требующий постоянного внимания, поскольку решения не должны приниматься в соответствии с нормой, которая возможно устарела и подлежит корректировке. В такой работе крайне важна инициатива и понимание того, как предлагаемые изменения будут работать на практике.


Антимонопольное регулирование – это еще и конкуренция, а конкуренцию нужно развивать и защищать. Комиссия МАРТ по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства является главным коллегиальным органом, который не только борется с недобросовестной конкуренцией, антиконкурентными действиями, но и противодействует монополистической деятельности доминантов. В состав комиссии входят как работники МАРТ, так и представители научного сообщества, эксперты в сфере интеллектуальной собственности.

Нашим отделом организована работа комиссии, начиная от формирования повестки дня и заканчивая подготовкой протоколов. Всего с момента создания комиссии рассмотрено 466 дел и установлено 82 факта нарушения законодательства.

При этом если проанализировать количество ежегодно рассматриваемых дел, то оно имеет тенденцию к снижению. Это связано с применением превентивных мер после обновления законодательства и свидетельствует об эффективности их применения. Применяемые МАРТ инструменты «мягкого права» направлены на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства государственными органами и субъектами-доминантами. С августа 2018 года выдано 86 предупреждений и 4 предостережения. Порядка 80% выданных МАРТ предупреждений исполняются.

Противодействие монополистической деятельности невозможно без четкого представления о доминантах на рынке. В этих целях отраслевыми управлениями и территориальными органами МАРТ проводится анализ и оценка состояния конкуренции на товарных рынках, по результатам которых наш отдел формирует Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь. Всего МАРТ проведен анализ порядка 310 товарных рынков. В настоящее время в реестр включено более 830 субъектов.

Особое значение в эффективном антимонопольном регулировании отводится адвокатированию конкуренции. Разъяснения, консультации, конференции, семинары и лекции в учреждениях образования – все это способствует обучению представителей юридических лиц основам антимонопольного регулирования и разъяснению их прав и обязанностей с точки зрения антимонопольного законодательства.

Вопросы от хозяйствующих субъектов о разъяснении порядка получения согласия антимонопольного органа на экономическую концентрацию и порядке обращения в МАРТ с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в целях защиты своих прав и законных интересов поступают в МАРТ ежедневно. И это лишь доказательство того, что все больше хозяйствующих субъектов обращаются к нормам антимонопольного законодательства и что наша работа в части адвокатирования очень важна.

Чем более активно мы будем вести диалог, освещать результаты своей деятельности простым и понятным для общества языком, тем больше уважения и доверия будет к принимаемым нами решениям.


Если говорить о планах на будущее, то краеугольным камнем нашей работы является разработка и реализация Программы развития конкуренции в Республике Беларусь.

Проект Программы определяет приоритеты развития конкуренции в среднесрочном периоде: анализ состояния конкуренции, цели, задачи и ожидаемые результаты, среди которых прирост ВВП, привлечение прямых иностранных инвестиций, увеличение количества хозяйствующих субъектов и рабочих мест, рост производительности труда, увеличение доли субъектов малого и среднего бизнеса в валовой добавленной стоимости, снижение реальных цен на товары и услуги в отдельных отраслях экономики.

Достижение указанных результатов предусмотрено путем реализации плана мероприятий по развитию конкуренции, предусмотренного проектом Программы, в девяти отраслях (сферах) экономики: сельское хозяйство, деревообработка, здравоохранение, страхование, энергетика, образование, телекоммуникационные, рекламные и риэлтерские услуги.

Справедливая конкуренция несет множество благ для общества и государства, начиная от достижения оправданной, экономически обоснованной цены и заканчивая повышением благосостояния общества. Поэтому целью проводимой МАРТ антимонопольной политики является обеспечение разумных, справедливых и равных условий работы хозяйствующих субъектов на товарных рынках.

Возврат к списку